06:27, 4 октября 2017 года

«Легенды ставропольского искусства» – выставка художников, оставивших яркий след на Ставрополье

- Слово «легенда» коварное. В одном случае это недостоверное повествование о фактах реальной действительности. А в другом - вполне правдивый рассказ о людях, дела и заслуги которых реальны и проверены временем. Именно таковы - проверены временем - герои вашего цикла?

- Совершенно верно, в выставочном проекте речь идет о тех, кто оставил в художественной жизни края яркий след - замечательных мастерах ставропольского изобразительного искусства. Для меня цикл является в чем-то глубоко личным, выношенным. С течением времени свод чрезвычайно дорогих имен конкретизировался. Эта продуманность позиции нашла отражение в текстах, сопровождающих выставку. Кстати, могу сказать, что, работая над этими текстами, и для себя открываю что-то новое!

- Как выстраивалась логика столь масштабного и «долгоиграющего» проекта?

- Идея возникла в начале 2015 года, и я уже вскоре попытался обсудить ее в соцсетях. Состоявшийся там обмен мнениями выявил немало единомышленников и укрепил мои намерения. Проект выстраивался в процессе изучения, осмысления и описания творчества художников. Это я взял за основу: иначе как выходить к зрителю, если не знать, о чем говорить? Мои первые опыты работы в 2002 - 2011 годах с текстами об искусстве на тему «Учитель и ученик в мастерской». Они касались творчества моего друга, ушедшего из жизни совсем молодым, но значительным, без всякого преувеличения, художника Сергея Мягких (1962-1981).

- Вы были в числе тех, кто открыл для ставропольчан это имя, как в Ленинграде примерно в то же время было открыто имя юной художницы Нади Рушевой.

- Справедливости ради скажу, что главная заслуга в «открытии имени» все-таки была за «тяжеловесами» - журналистом Сергеем Белоконем и искусствоведом Светланой Валуевой...

В проекте «Легенды» девять имен. Почему именно они - легенды? Для меня важно было понять логику судьбы, слагаемые личности и таланта мастеров. Понимаете, у каждого художника из этой славной когорты были свои взгляды, своя биографии, свой путь становления. Словом, свое уникальное человеческое существование, из которого вырастает искусство.

- В первой части «Легенд» сошлись очень разные люди, и по характеру, и по степени признания, и по творческой манере. Как это объяснить?

- Скажу больше: сошлись антиподы. Например, реалист Павел Гречишкин, писавший широко и масштабно, оказался рядом с тонким, философичным Сергеем Мягких. В жизни они не воспринимали друг друга как художники. Однако в выставочном зале их работы, расположенные рядом, смотрелись органично, были мощным контрапунктом, оттеняющим друг друга. Их примирило творческое пространство музея, сочетающее, как бывает, несочетаемое, примиряющее непримиримых. То же самое можно сказать о соседстве резкого, яркого, жесткого мастера, ветерана войны Петра Горбаня и мятущегося Юрия Сивоконя, который считался одним из самых интересных, талантливых и, к сожалению, не признанных при жизни. «Легенды» - они ведь уже не спорят друг с другом. Их теперь объединяет страстная любовь к искусству и абсолютная честность в творчестве.

- Это ведь касается и авторов второй части проекта - Алексея Соколенко и Евгения Саврасова?

- Становление обоих проходило в первой половине 60-х годов прошлого века. Славный период в истории изобразительного искусства страны и края, эпоха, ставшая питательной почвой для формирования разных, но равновеликих в своих творческих поисках и достижениях мастеров. То время связано с политическими и общественными преобразованиями, происходившими в СССР. Хрущевская «оттепель» и вместе с тем начало «закручивания гаек» в искусстве. Шестидесятые годы для творческой интеллигенции - писателей, музыкантов, художников - были временем надежд. Именно тогда в Ставрополе и на Кавминводах стала формироваться генерация мощных свое-образных художников, среди которых наши легендарные Чемсо, Горбань, Соколенко, Саврасов…

В Ставрополе в ту пору работали группы традиционалистов, приверженцев соцреализма - «архаистов» и новаторов, захваченных новыми пластическими идеями в искусстве. Молодые художники Алексей Соколенко и Евгений Саврасов уже тогда были нацелены исследовать жизнь в ее сложностях и конфликтах, искали собственный стиль и были одинаково любопытны к новому. Но, в отличие от своих коллег в Москве и Ленинграде, они никогда не «переводили стрелки» на конфронтацию с властью, сохраняли возможность свободного творческого выражения.

Друзья Евгений Саврасов и Алексей Соколенко в 1965 году в одном из помещений музея (здесь тогда размещалась и художественная школа) устроили выставку своих работ. Многих местных художников она шокировала, других восхитила, зрители либо яростно ругали, либо хвалили ее.

- Жаль, что творчество Саврасова представлено недостаточно полно, остались «за кадром» многие его известные произведения.

- Согласен. Но, увы, необъятного не объять. Наше желание донести до зрителя самое главное превалировало над стремлением непременно показать «всё, что было». На протяжении уже нового, ХХl века творчество этих художников демонстрировалось не раз. В цикле «Легенды» хотелось помочь восприятию посетителя дельным комментарием, причем таким, что в текстах преимущественно сами художники «говорят» о себе. Хорошим дополнением к этому стали фотографии, документы эпохи, аудио- и видеоматериалы.

- Творческий почерк Алексея Соколенко понятнее зрителю своими реалистическими традициями. Иное дело Саврасов, который своими картинами и объектами загадывает зрителю непростые загадки. Мне кажется, если что и сближает авторов, то это атмосфера, передающая настроения людей, которые после «оттепели» на себе ощутили сильное «похолодание».

- У авторов второй части проекта много общего: они ровесники, оба закончили Ростовское художественное училище имени М.Б. Грекова, их связывала долгая верная дружба. На портретах Соколенко лица рабочих ставропольского завода «Красный металлист» не случайно серьезны. Люди переживают прозрение после эйфории «оттепели». В их глазах словно застыл немой вопрос: «За что боролись?!». Большая галерея таких портретов - своеобразный срез 60-х годов, когда начал обозначаться разрыв между правдой жизни и «правдой» лозунгов. Среди этих лиц есть и те персонажи, отстранившиеся от всех проблем, совершившие «побег» от трудных вопросов реальности...

- Приятно увидеть на выставке портрет Георгия Шумарова, смелого, остроумного писателя и искусного детского хирурга, с которым доводилось встречаться. Все так живо и узнаваемо...

- Соколенко - прекрасный художник, у него точный глаз и умение не только передать сходство с натурой, но и обозначить главное в человеке. Алексей Егорович - представитель и глава целой династии художников. Очень хорошо об известной его картине «Семья» написала профессор филологии К. Штайн: «Большая ставропольская «родня» Алексея Соколенко - это не только его семья, не только земляки из Ставрополя или Туркменского района (село Овощи - место, где родился автор), это, вообще-то, все мы и весь «ставропольский русский мир» в лучших своих проявлениях».

- Точнее не скажешь… Увы, завершить наш разговор о двух легендах приходится на трагической ноте: когда выставка уже работала, пришло известие о кончине Евгения Владимировича Саврасова. Мир его душе и вечная память всех тех, кто знал и ценил этого уникального художника. Два друга, два мастера уверенно прошли по жизни и проторили в ней свою колею.

Тамара ДРУЖИНИНА
««Легенды» не спорят друг с другом»
Газета «Ставропольская правда»
4 октября 2017 года