16:40, 11 июня 2015 года

Обновленную экспозицию «Золотая коллекция» представили в изомузее Ставрополя

Дело в том, что недавно здесь прошла презентация обновленной экспозиции «Золотая коллекция», где соприкоснулись две творческие формы - текст и картина. Идея воплотилась в проекте под названием «Живой союз искусств и слова» и посвящена Году литературы в России.

Новый вариант экспозиции - удачная находка музейщиков, результат их кропотливой работы. Это понимаешь, как только перешагиваешь порог и оказываешься в окружении произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного творчества, принадлежащих отечественным и зарубежным мастерам XVIII – первой половины ХХ века. Их дополняют музейные предметы, поэтические строки, книжные издания, в том числе редкие, которые дают возможность проследить развитие и стилистические преобразования литературного слова и изображения.

По выставке можно бродить не один час, как справедливо заметила хранитель коллекции старший научный сотрудник Людмила Волошенко. В день открытия она вдохновенно рассказывала о том, как шла работа над составлением экспозиции, и заметила, что подобного рода экспериментов, где текст и картина наделены равными правами, в музейных стенах еще не проводили.

- Поначалу казалось, что идея сложна и почти невыполнима для художественного музея. Но, приступив к формированию экспозиции, мы поняли, насколько интересен будет конечный результат. Во время составления коллекции произошло много открытий: оказывается, мастеров слова и кисти в разные времена завораживали одни и те же явления природы и в целом жизни. От объединения двух видов работ экспозиция вмиг заиграла, повествуя о том, как развивались слово и живопись в России, на Западе и Востоке. Бывало, что авторы картин во время путешествий записывали наблюдения в виде статей и заметок. Их впечатления тоже сохранены и представлены на нашей выставке.

В «Золотой коллекции» изобразительными средствами и литературными сочинениями смелой рукой объединены Микел-

анджело, Вольтер, У. Шекспир, П. Бомарше, М. Ломоносов, А. Пушкин, И. Репин, М. Горький, А. Фет, И. Айвазовский, А. Шильдер, А. Мещерский, М. Эрасси... Невольно ловишь себя на мысли, что художник и поэт работали вместе, хотя жили и писали в разное время… В музее тому много подтверждений. Например, если подойти к пейзажу Евгения Дюккера «Приближение грозы», то рядом можно прочитать удивительные стихотворные строки Николая Заболоцкого: «Движется нахмуренная туча, обложив полнеба вдалеке, движется, огромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке…». Или картина живописца Михаила Эрасси «Фирвальдштетское озеро», «обрамленная» словами классика Серебряного века Константина Бальмонта «Голубая роза»: «Фирвальдштетское озеро - роза ветров, под ветрами колышутся семь лепестков. Эта роза сложилась меж царственных гор в изумрудно-лазурный узор…».

Нельзя пройти и мимо ценных старинных книг. В экспозиции представлено, например, напрестольное Евангелие 1800 года.

- Оно «одето» в металлический оклад, в медальонах изображены четыре евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн, - отметила Л. Волошенко. – Здесь же из собрания музея выставлена редкая икона Иоанна Богослова.

Еще одно издание, заслуживающее внимания, – альбом с автопортретами выдающихся европейских живописцев, изготовленный в Италии в 1748 году. Его выпуск был приурочен к открытию публичного музея, ныне одной из самых старых галерей Уффицы во Флоренции.

Выставка «Живой союз искусств и слова» обязательно станет открытием для гостей. Она помогает лучше понять реальность, в которой жили выдающиеся люди, стать на время ее частью. Одного посещения «Золотой коллекции» будет недостаточно – так она богата и насыщенна, поэтому существует опасность, например, пройти мимо известного портрета Максима Горького, который в 1903 году переиздали в оригинальном исполнении: все изображение состоит из мельчайших строк рассказа писателя «Мальва»! Буквы можно разглядеть с помощью специальных очков.

Посетителю, конечно же, стоит обратить внимание и на уникальные предметы культуры Востока: богато декорированный круглый стол индокитайских резчиков XIX века, изделия из керамики и фарфора с иероглифическими подписями, классическую японскую гравюру, персидские изразцы XIII века с текстами сур Корана.

Поход в музей – это всегда радость, открытие и неожиданность… Вот и в первый день работы выставки в ее залах было непривычно тихо (немногие в рабочий день смогли увидеть коллекцию). Этот факт придал особую изюминку событию: можно было практически в одиночестве «заглянуть» в глубь картины, ощутить каждое поэтическое слово - изучать и наслаждаться. Каждый художник видел мир по-своему, каждый поэт и писатель изобразил его так, как мог только он. В такие минуты мир полотен и книг словно выходит за существующие рамки.

«Живописные картины и живое слово»
Газета «Ставропольская правда»
17 июня 2015 года