Жителям хутора Липовчанский близ Ставрополя десять лет обещают провести воду
«Смешные» цифры
На хуторе живут более 400 человек, но население понемногу прибавляется, потому как места здесь потрясающе красивые и находятся желающие переселиться поближе к вековым лесам и подножию горы Стрижамент. Лишь за последние несколько месяцев иногородним были выданы разрешения на постройку десяти домовладений.
Есть тут и газ, и даже асфальтированная дорога. А связь с соседним (чуть более 30 километров) Ставрополем осуществляется каждый день тремя автобусами и двумя маршрутками. Но в едином муниципальном образовании (включающем в себя четыре населенных пункта с центром в станице Темнолесской) нет ни одного бюджетообразующего предприятия, поэтому дела с социалкой идут не совсем гладко. И без того скудный местный бюджет в нынешнем году сократился на полтора миллиона рублей.
- Мне даже строки из этого документа стыдно называть, - признается глава муниципального образования Темнолесского сельского Совета Геннадий Степаненко. - К примеру, в прошлом году на освещение нам выделялось 150 тысяч, на эти деньги горели 80 уличных фонарей. А в этом году выделено всего 50 тысяч, хотя неимоверно повышены тарифы на электроэнергию! Будете смеяться, но на реконструкцию и содержание детских площадок мы должны потратить за весь 2008 год две тысячи рублей. Пять тысяч дали на содержание мест захоронения, это четыре кладбища, где покоятся свыше десяти тысяч человек. Ну а уж вода - это отдельная история.
Неподъемные варианты
Хуторянка Раиса Осипенко объясняет нехитрый способ существования в Липовчанском:
- Жители заказывают бочку объемом в три «куба». Привозят ее из Темнолесской, но в этом году «доза» воды значительно подорожала - раньше мы платили 195 рублей, а теперь 322. Кому и насколько хватает? Это зависит от того, у кого какая семья и есть ли хозяйство. Некоторым, особенно тем, кто одинок, бочки хватает на месяц, а другим и на две недели мало. А летом, сами понимаете, расход еще больший, приходится буквально каждую каплю экономить.
Виктор Какуев, грустно улыбаясь, рассказал, что у него есть ответ из администрации президента России, где черным по белому написано, будто вода в Липовчанском точно будет в 2010 году. Ну а пока даже привезенную влагу не всегда удается сохранить в колодцах.
- Бассейны трескаются и лопаются из-за того, что живем-то рядом с лесом, среди деревьев, они корни свои мощные пускают и пробивают бетон. Но если вовремя не заметишь «пробоины», то содержимое купленной бочки может вмиг исчезнуть, и тогда придется вначале латать колодец, а потом платить за новые «кубы».
Молодая женщина Оля, не назвавшая свою фамилию, разрубает воздух правой рукой и почти металлическим от негодования голосом произносит:
- Все люди возмущаются, что их постоянно дурят. Приезжают сюда всякие кандидаты от партий и увещевают: «Вас, мол, уже «заложили» в бюджет. Считайте, что вы с водой!». Визитеры «зуб дают», будто именно от них все зависит и только они важнейший для нас вопрос решат. Но потом оказывается, что все это вранье. Обидно.
Глава МО Г. Степаненко, работающий в должности руководителя около двух с половиной лет, наравне с самой острой проблемой сегодняшнего дня - отсутствием водоснабжения Липовчанского - называет и реконструкцию водопровода в Темнолесской.
- Что касается станицы, то в ней воду имеют 35 процентов населения, а с сентября прошлого года мы начали подключать еще 136 домовладений. Думаю, в мае эти работы закончим. А вот хутор совсем обезвожен. Здесь существуют четыре варианта решения проблемы: это проложить трубу из Темнолесской, провести воду от источников Стрижамента или из станицы Новоекатериновской соседнего Кочубеевского района и, наконец, пробурить артезианскую скважину непосредственно в Липовчанском. Однако каждый из этих вариантов практически неподъемный, поскольку требуются многие миллионы, которых в мест-ной казне нет.
Относительно дешевый вариант со скважиной, но хутор расположен на так называемой голубой глине, и поэтому вода будет не пресная, а горько-соленая, то есть для питья непригодная. Это было выявлено еще в 50-е годы в ходе геолого-изыскательских работ и неоднократно подтверждено более поздними анализами.
А наиболее оптимальный вариант, по мнению главы сельского Совета, - все-таки источники горы Стрижамент, ведь тогда можно будет убить сразу двух зайцев - полностью закрыть насущные вопросы и хутора, и Темнолесской.
Пожалуйста, ждите!
За десять лет столько скопилось кричащих от безысходности обращений, пустых и однотипных ответов-отписок, неисполненных, но зафиксированных на все терпящей бумаге обещаний, что они с трудом вмещаются в толстенную папку. Много здесь действительно любопытных вещей. Например, строительство водопровода в Липовчанском, судя по документам, было предусмотрено краевым бюджетом на 2003 год. Потом замминистра ЖКХ предложил «решение по данному вопросу принять при формировании перечня объектов капстроительства на 2004 г.».
Ежегодно решение проблемы с пугающим постоянством отодвигалось. И вот в феврале 2008-го еще одно «обнадеживающее» обещание - рассмотреть вопрос при формировании «Программы проектирования и строительства объектов водоснабжения сельских населенных пунктов» на 2009 год.
- Если это когда-нибудь осуществится, то водичка для Липовчанского будет поистине золотая, - не сомневается Г. Степаненко. - Ведь даже в прошлом году за проектно-сметную документацию с нас уже запрашивали около четырех миллионов рублей! А само строительство?! Считаю, что вылечить эту головную боль смогут лишь краевой или федеральный бюджеты, другого пути просто не видно.
В общем, пока лекарей нет, а есть лишь глас вопиющих в пустыне. В которой, кстати, тоже нет воды, но случаются миражи - таковыми в хуторе давно стали официальные документы-отписки.
3 апреля 2008 года

В Ставрополе завершилась Всероссийская олимпиада по оказанию экстренной помощи
Помнит ли мир спасённый?

Доброй акции исполнилось четверть века

Мама поэтессы-инвалида из села Новоселицкого рассказала о первых шагах дочери в литературе

Молодые родители на Ставрополье могут воспользоваться услугой по присмотру за детьми
