Василий Травов: "власть - работодатель - работник"
- Насколько конгресс вообще нуждается в территориальных объединениях? Или это только формальность, связанная с соответствующими требованиями федерального закона «Об объединениях работодателей»?
- Действительно, по закону краевое объединение работодателей, подобное Конгрессу деловых кругов Ставрополья, должно состоять не только из отдельных представителей различных отраслей экономики. Появился территориальный принцип. Нужны конкретные структуры, которые на местах выполняли бы те же функции, что и весь конгресс, но в масштабе какого-то города или муниципального образования.
Конечно, такая потребность была и раньше. Конгресс деловых кругов Ставрополья активно работает по поддержке работодателей, товаропроизводителей и предпринимателей разных уровней уже пятнадцать лет. С 1994 года мы подписываем трехстороннее соглашение о социальном партнерстве с правительством СК и краевой федерацией профсоюзов. Уверяю, что на краевом уровне мы за это время научились вырабатывать совместные решения, учитывая интересы и власти, и работников, и работодателей. Дается это порой нелегко. Но тем не менее наш голос доходит и до правительственных структур, и Госдумы края. Удалось добиться даже того, что комиссия, созданная в рамках этого соглашения, теперь готовит свои предложения в бюджет края. Мы предлагаем свои цифры по ряду социально значимых вопросов. Это и зарплата, и обеспечение финансирования госзаказа, и поддержка малого бизнеса, и мероприятия по инвестиционной привлекательности края. И к нам действительно прислушиваются. Хотелось бы, чтобы аналогичное взаимопонимание было достигнуто на всех уровнях. Важно, чтобы и на местах была возможность работать именно в рамках аналогичных трехсторонних соглашений. Власть, работодатели и профсоюзы попросту должны чаще встречаться и искать совместные решения проблем. Но не просто совещаться, а именно действовать.
- Василий Павлович, а заинтересованы ли в этом сами работодатели, то есть собственно руководители предприятий? Ведь войти в объединение, участвовать в соглашении – это, кроме каких-то плюсов, предполагает и дополнительные обязательства…
- Совершенно верно. Потому неудивительно, что руководители многих предприятий не всегда горят желанием участвовать, как говорится, «в колхозе». Это в основном достаточно успешные компании, нашедшие свою нишу в бизнесе и научившиеся самостоятельно решать свои проблемы. Зачем им обременять себя какими-то лишними обязательствами, которые накладывает вступление в объединение? Хочешь не хочешь, а придется тогда решать чужие проблемы. Не все на это идут. Я считаю это недопониманием. Ведь существует много проблем, которые легче решить коллективно.
Замечу, что не всегда охотно принимают наше предложение и сами администрации городов и районов. Им же легче взаимодействовать с разрозненными работодателями и таким же профсоюзом. Кому захотели, помогли и обратили его на свою сторону, другому по каким-то причинам отказали… А вот легитимное объединение, подразделение краевой структуры, которой и является конгресс, – это уже другое дело. С ним нужно считаться и не просто кормить обещаниями, а подтверждать слова делами. Потому главы создают при администрациях, к примеру, советы руководителей предприятий, выдавая их за легитимные объединения. А это на самом деле не так. Состав совета в любой момент можно поменять. А у объединения свой устав, свои правила работы и условия взаимодействия.
- Власть, видимо, не хочет как раз делиться этой самой властью...
- Конечно, муниципалам не особо выгодна дееспособная, боевая независимая организация. Потому в некоторых районах дело у нас не особо движется. Не буду переходить на личности и называть конкретные имена, так как еще надеюсь найти с ними взаимопонимание.
Тем не менее мы за два года активной работы достигли почти 60-процентного охвата территории края. Сейчас в работе находится еще восемь городов и районов, там уже практически решен вопрос о создании территориальных структур. Им мы делегируем право на месте решать вопросы от имени конгресса.
- А в какой степени уже созданным территориальным объединениям работодателей удается отстаивать свои интересы? Трудно найти диалог с муниципалами?
- Везде по-разному. У нас есть территориальные объединения, которые работают уже не один год. У них отработана система взаимоотношений с муниципалами, позволяющая успешно решать вопросы, касающиеся экономического развития территории и повышения жизненного уровня людей. Неплохо, на наш взгляд, работают территориальные объединения работодателей в Георгиевске, Буденновске, Андроповском, Ипатовском и Новоселицком районах. Активизировалась работа и на Кавминводах.
Но есть районы, где степень влияния объединений работодателей на деле невелика, потому что сам уровень экономического развития далек от среднекраевого, да и сами предприятия не располагают большими возможностями. Это не стимулирует к активным действиям ни одну из сторон.
- Сильным ли помощником для работодателей является нынешний профсоюз? Все же он потерял ту силу, которая у него была в советские времена.
- С профсоюзом мы работаем по всем вопросам, в том числе и по созданию территориальных объединений. В последнее время эта работа заметно активизировалась, особенно по Кавминводам. К сожалению, степень влияния самих профсоюзов не везде одинакова. Ведь известно, что после перехода к нынешним законам рынка не все трудовые коллективы сохранили профсоюзные организации, а новые предприятия и предприниматели не очень-то торопятся создавать свои профсоюзные ячейки.
Потому у федерации профсоюзов сейчас та же задача, что и у конгресса: надо создать на местах свои легитимные и дееспособные организации. Чем они сейчас собственно и занимаются. К тому же сегодня малая часть предприятий подписывает коллективные договора, а это одно из условий подписания трехстороннего соглашения, о котором я говорил. Понятно, что борьба за права должна начинаться в трудовом коллективе. И еще много придется сделать, чтобы было найдено взаимодействие работника и работодателя на этой низовой ступени.
- А насколько вообще это взаимодействие у нас в крае можно назвать цивилизованным?
- А это смотря с чем сравнивать. Как председатель координационного совета промышленников и предпринимателей по ЮФО, я в полной мере изучил ситуацию не только в южных регионах, но и в целом по России. И, знаете, Кубань, Ставрополье, Ростовская область держатся примерно на одном уровне. Его даже можно назвать вполне нормальным, если сравнивать, например, с Поволжьем и Дальним Востоком. А вот заграница – это другое дело. До европейских стран, которые всю жизнь работают в условиях рынка и очень много внимания уделяют социальному партнерству, очень далеко.
Там есть самое главное – «отточенная» законодательная и нормативная база, позволяющая четко построить систему взаимоотношений между партнерами. Есть традиции, досконально отработан вопрос частно-государственного партнерства. И общественным организациям передана часть полномочий государства или отдельного госсубъекта. Мы же пока только ведем разговор о том, что правительство края должно уступить конгрессу какие-то функции. И пока, признаюсь, этот вопрос решается медленно.
Сегодня социальное партнерство – это проблема, вышедшая на первый план. Это, по сути, способ регулирования взаимоотношений работодателя, работника и органа власти на месте. Будь это край, муниципальное образование или трудовой коллектив. Если мы не научимся работать в этих рамках, то я совершенно не исключаю настоящего социального взрыва. Людям будет трудно защитить свои права цивилизованным методом, и они выйдут на улицу с требованиями повысить зарплату и создать нормальные условия для жизни, а то ведь их «задавят» налоги, коррупция и известное чиновническое отношение к делу. Потому надо предвосхищать подобное.
Так, все должны понимать, что рядом с повышением зарплаты и цены труда должны стоять вопросы о дисциплине труда, о повышении его качества, техническом вооружении производств. Ведь цену труда можно увеличить, попутно наращивая производительность. Иначе глобальное повышение зарплаты обязательно обернется той же инфляцией: деньги в руках мы увидим, но мало что купим на них. В этом и состоит существо социального партнерства, к которому мы идем. Оно заключается в том, чтобы были учтены условия, требования и пожелания всех сторон. Только тогда можно будет говорить об эффективности работы и объединений работодателей, и профсоюзов, и власти.
2 ноября 2007 года