00:00, 28 июля 2006 года

Будет ли амнистия

Напомним, что 15 июля глава Национального антитеррористического комитета, директор ФСБ России Николай Патрушев озвучил обращение Национального антитеррористического комитета к членам незаконных вооруженных формирований, действующих на Северном Кавказе. В нем, в частности, отмечалось, что «в Чечне активно развивается политический процесс… Это открывает новые возможности для того, чтобы люди сами на основе исторических, национальных и духовных традиций строили мирную жизнь, возрождали местное самоуправление и институты гражданского общества».

Далее в обращении подчеркивается, что сегодня у тех, кто был обманут Басаевым и вовлечен в преступную деятельность, есть выбор: «остановиться на краю пропасти или быть проклятым собственным народом».

Участникам НВФ было предложено «в срок до 1 августа 2006 года вступить в переговоры с представителями законной власти Чеченской Республики или федерального центра. Предлагаем – под гарантии объективного и непредвзятого рассмотрения всех обстоятельств вашей деятельности в незаконных вооруженных формированиях – прекратить участие в бандах, сложить оружие, перейти на сторону народа».

Николай Патрушев заявил, что готовится проект амнистии лицам, совершившим общественно опасные деяния в ходе проведения контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе.

«Эта инициатива получила широкий резонанс в Чеченской Республике. Сейчас в правоохранительные органы поступает множество обращений от родственников участников НВФ, ведутся переговоры через старейшин и имамов разных районов Чечни», - сказал Руслан Алханов несколько дней назад. Он отметил, что в МВД ЧР была создана специальная комиссия по вопросам возвращения к мирной жизни участников банд-групп.

С начала июля текущего года 46 боевиков сложили в Чечне оружие, сообщил в минувший понедельник прокурор ЧР Валерий Кузнецов. При этом он подчеркнул, что «ни один человек из этого числа не арестован», с них только взята подписка о невыезде.

В то же время на состоявшемся в понедельник заседании республиканской комиссии по реализации задач, поставленных в обращении, В. Кузнецов заявил, что в этом документе «четко не прописан механизм реабилитации». «Нам тяжело давать векселя, что всех освободят от наказания. Для урегулирования всех этих тонкостей нужен механизм, и лучше всего, если будет принят Госдумой соответствующий закон», - отметил он. Как заявил член думского комитета по безопасности Геннадий Гудков, в ближайшие дни депутаты будут отозваны из отпусков для обсуждения и принятия проекта амнистии.

Пока же президент Чечни Алу Алханов предложил продлить до 1 января 2007 года срок, в течение которого боевики смогут добровольно сложить оружие. Скромнее запросы у председателя правительства республики Рамзана Кадырова – он предлагает ограничить срок сдачи боевиками оружия первым сентября.

А сколько их всего осталось? А это как считать. По оценке заместителя министра внутренних дел Аркадия Еделева, «на Северном Кавказе действуют около 800 боевиков. Они скрываются в Чечне, Дагестане, Ингушетии, а также в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставропольском крае». Рамзан Кадыров заявил, что, по имеющимся у него данным, в рядах незаконных формирований на территории республики насчитывается не более 60 этнических чеченцев, остальные – приезжие. Это арабы, турки, а также представители соседних регионов.

По словам Кадырова, о своем желании вернуться на родину заявили некоторые из так называемых бригадных генералов Ичкерии, которые в данный момент находятся на территории Азербайджана и Турции.


Кстати

В столице Ингушетии Назрани на улице Ленина, у дома 32 задержан чеченский боевик, который семь лет был комендантом в бандформировании Шамиля Басаева и участвовал в нападении на Буденновск, сообщили вчера ряду информагентств в правоохранительных органах республики.

По данным же пресс-секретаря МВД Чечни Амина Дениева, бывший бандит добровольно явился в милицию. «В результате кропотливой работы, проделанной сотрудниками отдела уголовного розыска МВД, удалось склонить к добровольной явке жителя села Ца-Ведено Махма Эльмурзаева, который с начала 1995 года и до завершения первой военной кампании являлся комендантом у Шамиля Басаева», - отметил Дениев.

По его словам, с осени 1999 года Эльмурзаев оказывал поддержку Басаеву и его окружению. В последнее время он находился в Ингушетии. Дениев подчеркнул, что «для добровольной его сдачи пришлось задействовать духовенство, родных и близких».

(Соб. инф.).