16:17, 15 июля 2025 года

Жительница села Дивного 18 лет выращивает кактусы

Гимнокалициум, опунция, маммиллярия, трихоцереус, ребуция, шлюмбергера, хамецереус, эспостоа, уилкоксия, эриозице, эхинопсис – это не список для похода в аптеку, речь идет о кактусах. В мире их существует примерно три тысячи видов. Самый высокий достигает 20 метров, самый крошечный (как Дюймовочка) – один сантиметр.

Любителей цветов в Апанасенковском округе немало. А вот поклонников колючей красоты не так уж много. Восемнадцать лет назад нечаянно примкнула к этому сообществу жительница Дивного Ольга Бондаренко. Она гостила у родственников в Москве и увидела огромный эхинокактус – это был слегка приплюснутый зеленый шар с фактурными вертикальными ребрами. Увидев восторг на ее лице, брат Оли тут же сделал ей подарок – купил детку размером с яблоко. Уже потом из энциклопедии она узнала, что растет колючий шарик очень медленно и цветет впервые в 20-летнем возрасте. До этого момента осталось совсем немного, пару лет, но и сейчас он уже просто гигант – чтобы подпоясать его «талию», понадобится ремень в полтора метра длиной. Детьми пока не обременен.

Зато другие экземпляры плодятся без устали, и у хозяйки рука не поднимается выбрасывать отростки. Раздает она их всем желающим: друзьям и совершенно незнакомым людям.

– Особенно приятно, когда кактусами интересуется детвора, – говорит она, – ведь большинство увлечений нежного возраста остаются с нами на всю жизнь. И вообще, общение с живой природой гораздо полезнее, чем «залипание» в гаджетах. Может, этот цветок станет первым в его будущей коллекции.

У Ольги уже собралась «семья» из нескольких сотен цветов, преимущественно кактусовых. Если она или ее друзья в путешествии, то вместо магнитика на холодильник в Дивное прибывает зеленый «ежик» в горшочке. География «мигрантов» обширна: десятки российских городов, а также Стамбул, Барселона, Мадрид, Тбилиси, и этот список не окончательный. Новосела определяют на жительство в дом, в теплицу или прямо на клумбу размером, между прочим, 150 квадратных метров. Огурцам и томатам места досталось гораздо меньше.

Сейчас у нашей героини самая созерцательная пора – любоваться кактусовым садом можно бесконечно долго. Правда, в конце весны пришлось немало потрудиться: горшки, кадки, тазы с растениями нужно было переселить из кладовок и подвала на прогретые весенним солнцем лужайки, устроить им душ и другие профилактические процедуры. Некоторые экземпляры ростом выше хозяйки, а агава еще и шириной в два обхвата. Лист у нее размером с человеческую руку, и на каждом сантиметре – игольчатая засада. Кактусы не любят прикосновений, они и колючки для защиты тысячелетиями отращивали. Некоторые тонкие, словно жало пчелы, другие похожи на рыбью кость, третьи по крепости поспорят с металлом. Все легко впиваются в кожу, и раны эти потом долго не заживают. Так что встреча с шипами розы по сравнению с ними – просто комариный укус.

Но ничего, великое переселение уже состоялось, впереди семью Ольги Бондаренко и ее друзей ждет великолепное зрелище – пора цветения, и радость от этой картины даст заряд положительных эмоций на целый год.