12:19, 20 марта 2022 года

В Ставрополе обсудили цифровые финансовые технологии

Ко Всемирному дню защиты прав потребителей традиционно было приурочено заседание тематического круглого стола. На площадке Северо-Кавказского федерального университета эксперты и представители ведомств обсудили вопросы защиты прав потребителей цифровых финансовых услуг. Эта проблематика за несколько последних лет приобрела особую значимость в условиях быстрой цифровизации практически всех процессов в сфере финансов.

Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам, констатировал заместитель министра Ставропольского края Юрий Суслов, открывая встречу. Людям нравится возможность не выходя из дома решать задачи, связанные с оплатой услуг.

«Но все новые и удобные финансовые инструменты не только создают комфортную пользовательскую среду, но несут и новые риски, которые обязательно нужно учитывать. Причем и самим финорганизациям, и потребителям», - констатировал он.

Цифровизация в финансовом секторе экономики оказалась особенно чувствительна к рискам, касающимся мошенничества. Утечки персональных данных, ненадежная защита сетей и недостаточная финансовая грамотность населения приводят к тому, что для недобросовестных лиц «открываются» возможности для совершения мошеннических операций. Как неоднократно прозвучало в ходе обсуждения, период распространения коронавирусной инфекции значительно усилил тенденцию ускоренного развития цифровых услуг. И показательно, какой рост финансового мошенничества был отмечен в таких условиях.

По статистике ГУ МВД России по Ставропольскому краю, прошлый год отметился 30-процентным ростом числа таких случаев. Сейчас в среднем это треть всех регистрируемых правоохранителями преступлений, тогда как по объективным причинам их раскрываемость остается невысокой и составляет около 27 процентов. Только за первые два месяца этого года было зафиксировано более полутора тысячи случаев финансового мошенничества. Это с учетом того, что далеко не все сообщают в полицию о потере денег из-за злоумышленников.

Эксперты также обратили внимание, что аферисты фокусируются на уже «хорошо обкатанных» мет одах социальной инженерии. Меняются лишь нюансы в соответствии с текущей новостной повесткой, чтобы выманивание и хищение денег происходило максимально незаметно для потребителей финансовых услуг. По-прежнему мошенники сообщают потенциальным жертвам о якобы положенных выплатах от государства или неожиданных выигрышах, пугают сообщениями о взломах банковских счетов и неприятностях с родными и близкими людьми. Среди новых трендов – электронные письма или звонки об откреплении человека от поликлиники, конечным результатом чего становится получение злоумышленниками персональных сведений жертвы, позволяющих получить доступ к банковским счетам.

В этом плане, как прозвучало, на сегодняшний день тема финансовой грамотности стала актуальна как никогда. Масштабно ведется регулярное и усиленное информирование ставропольцев. Эта работа, подчеркнула старший инспектор отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции ГУ МВД по Ставропольскому краю Екатерина Животова, с каждым годом усиливается в регионе и дает определенные результаты. Потому ее нужно только масштабировать, вовлекая как можно больше организаций и структур.

Юрий Суслов также напомнил об опыте реализации краевой программы повышения уровня финансовой грамотности населения Ставропольского края и развития финансового образования. Ведь активно прибегают к цифровым формам совершения финансовых операций студенты и школьники. Но активная работа с детьми и молодежью в рамках упомянутой программы на протяжении ряда лет по вопросам тех рисков, которыми сопровождается цифровизация финансовых процессов, позволяет повышать их осведомленность и усиливать критическое восприятие всех поступающих предложений, касающихся денег. Причем есть понимание, что финансовая грамотность должна из чисто образовательной сферы двигаться в сферу поведенческую. Главная задача – формирование финансовой культуры, то есть именно навыков, и привычек, основанных на знаниях.

Кроме того, затрагивались вопросы недобросовестных практик, посягающих на право свободного выбора потребителя. Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей краевого управления Роспотребнадзора Ольга Стрельникова подчеркнула, что анализ обращений в ведомство показывает, что их содержание и структура принципиально не меняются на протяжении последних лет. Банки и микрофинансовые организации, а также страховые компании продолжают навязывать клиентам дополнительные услуги, отказывать в предоставлении других услуг, если потребитель не соглашается на «допнагрузку» и т. п.

В этом плане существенно упростило положение заемщиков введение так называемого периода охлаждения, в течение которого страхователь вправе отказаться от договора страхования и получить возврат уплаченной страховой премии в полном объеме. Как заметил директор Центра правовой защиты Андрей Кудрявцев, многие ставропольцы, оформляющие банковские кредиты, пользуются этой возможностью, тем более что отказ можно оформить дистанционно через сайты страховых компаний. Но вместе с тем, есть и определенные подвижки к тому, что финансовые организации под натиском общественности и вследствие корректировок законодательства ведут свою деятельность более прозрачно и менее агрессивно.

В качестве резюме разговора прозвучало, что быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей. В этом плане важна скоординированная работа по многим направлениям, подчеркнул и.о.замдиректора Юридического института СКФУ Александр Бирюков: наряду с реальными игроками финансового рынка важно участие научного сообщества, органов государственной власти и правопорядка.

В целом, услуги и продукты на финансовом рынке должны становиться проще и понятнее, чтобы стать доступнее для человека без финансового или юридического образования. Но одновременно важно отследить «белые пятна» и нестыковки для продолжения процесса по совершенствованию регулирования.

Юлия ПЛАТОНОВА