Ставропольчанка делится впечатлениями от путешествия в Египет
И что бы мы с вами делали без нашего кино? Как выразить несочетаемое, чтобы было понятно и доходчиво? Да просто вспомнить знаменитую фразу из «Бриллиантовой руки»: «Стамбул – город контрастов». И сказать (какая разница?) «Египет – страна контрастов». Вполне соответствует.
В отличие от некоторых россиян, частенько едва ли не круглый год плескавшихся на берегах Красного моря, я была в стране пирамид всего дважды. Помню, в поездке 2014 года первым сильным впечатлением был Каирский музей. Кажется, до сих пор ощущаю аромат сухого дерева шкафов, хранящих древние экспонаты, который неспешно разносит по залам старенький лопастной вентилятор. Кондиционерами оборудованы всего три (!) зала, в их числе зал Тутанхамона. Конечно, мы стремились увидеть пирамиды: уж очень неожиданным стало появление этого чуда света прямо на фоне городской стены, невероятно близко к современному жилью! Но сильнее всего впечатлил всё-таки Большой Сфинкс. Тем более что именно к нему египтяне питают особый пиетет, считая его важнейшим памятником культуры. Если на нижние камни пирамид можно даже взобраться, то близко к Сфинксу подходить не разрешается, всё огорожено…
Нынешняя поездка была полна чудесных потрясений. Реально увидели, насколько безжизненным может быть пейзаж, когда за три часа пути в древнюю столицу Египта – Фивы (ныне Луксор) самым живым оказывается… дорога, по которой движутся машины с грузами и автобусы с людьми. Вокруг - ни былинки, ни колючки! И только ближе к Нилу появляются признаки жизни, растительность. Финиковые пальмы с созревающим урожаем, причем на плоды надеты… овощные сетки. От нападок птиц или чтобы не разбились, падая с высоченного дерева, не выяснила. Замечательны рукотворные каналы, на берегах которых стоят не только деревни, но и города, например Кена. Иные каналы были вырыты, но за отсутствием дождей, высохли, и зрелище этих пустых «водных артерий» достаточно удручающе. Там же, где каналы действующие, открываются взору просто сказочные оазисы! Растут роскошные пальмы, народ хлопочет с вечерним поливом своих делянок.
Самый распространённый транспорт в этих внутренних районах – ослики, трогательные и трудолюбивые. Очень популярны мотороллеры и вечно торопливые грузовички.
Величие древних сооружений мы ощутили не только в своё время у легендарных пирамид. Луксор известен самым большим храмом – Карнакским. Колоссы Мемнона – поразительные 18-метровые громадины-статуи. Здесь самый большой в мире «колонный зал» с высочайшими колоннами и сохранившимися древними красками загадочно-витиеватых росписей. Увидев эти сооружения, понимаешь, что действительно храмы строились на века. Убедительно выглядит комплекс заупокойного храма царицы Хатшепсут. Особенно впечатляет дорога к высеченному в скалах сооружению, с ведущими к нему пандусами. И не прекращающееся движение по пандусам в 48-градусную жару! Вот так всё в Египте: после адского солнца среди камней – скорее в автобус с живительным кондиционером. После жуткого вида безлюдной пустыни – в лодочку, везущую тебя в «круиз» по голубому Нилу. После радующего глаз пестротой растений дворика отеля в Хургаде – снова в пустыню, где помимо дороги, «живыми» можно назвать разве лишь лопасти ветряных электростанций.
А еще в этой стране как-то особенно остро понимаешь: там, где берутся за дело люди, в них, этих тружениках, кажется, просыпается несокрушимый дух древних строителей вечных пирамид. Огромные площади с десятками единиц различной техники, где переворачиваются горы грунта, возводятся насыпи, прокладываются дороги. И вот уже среди безжизненных гор возникают современные дорожные развязки, а на высоченном холме сверкает невиданных размеров… рекламный щит! Таким вот контрастным увиделся мне Египет. Где от безжизненности пустыни до живой суматохи городов надо ехать и ехать. Но, поверьте, это лишь крошечный срез тех контрастов и чудес, что есть в этой загадочной стране.