Василий Балдицын. Зачем нужны гербы Ставропольскому краю
– Василий Вячеславович, от слов «геральдика», «геральдическая комиссия», как мне кажется, так и веет стариной. Я разыскала описание первого герба города Ставрополя, который был утвержден в 1878 году: «В зеленом щите, на серебряной горе золотая, зубчатая с черными швами и открытыми воротами крепостная стена, сопровождаемая во главе щита серебряной о пяти лучах звездой»… Очень красиво. А герб Ставропольской крепости XVIII века – просто как из рыцарского романа: «В красном поле сидящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней лапе длинный серебряный крест»… Чудо! Но сейчас, в ХХI веке, почему составлению гербовников придается такое серьезное значение?
– От слова «геральдика» веет не только стариной, но и такими понятиями, как история, геополитика, преемственность, уважение. На самом деле это серьезная наука. Человеку несведущему, может быть, и кажется, что городской, к примеру, герб – это набор красивых картинок. А это между тем зашифрованный текст, пригодный для чтения, если знаешь язык специальных символов, призванных отобразить неповторимость родных мест. И этот язык имеет свои строгие правила.
В нашей стране каноническая геральдическая традиция в определенном смысле была прервана советским периодом истории. Вспомните хотя бы герб того же Ставрополя 1968 года. На нем шестеренка, символизирующая промышленность (хотя краевая столица отнюдь не была центром машиностроения), горящий факел (газовая отрасль), колосья (сельскохозяйственная округа)… Но эти же символы значились в гербах многих других городов и районов, разглядеть в них «лица необщее выраженье» невозможно. Советские гербы часто отражали всего лишь текущее развитие производительных сил региона. Это было то самое, что рвет связь времен.
Отсюда нам досталась и низкая геральдическая грамотность общества, которая стала очевидна в 90-е годы прошлого столетия, когда произошел всплеск интереса к местной геральдике. В период с 1994 по 2000 год помимо региональной символики Ставропольского края и Кавказских Минеральных Вод собственные гербы или эмблемы разработали 19 городов, районов и сел Ставрополья, и нужно сказать, что с позиции науки они не выдерживали никакой критики.
В 2000 году, когда была создана геральдическая комиссия Ставропольского края, она взяла этот процесс в свои руки.
– Какие специалисты входят в возглавляемую вами комиссию, каковы их задачи?
– В составе комиссии представители аппарата правительства Ставропольского края, депутаты ГДСК, представители муниципальных образований, духовенство, ученые, художники, краеведы, музейные и архивные работники. Душой комиссии — и это я хочу отметить отдельно — является ее секретарь, директор Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г. Прозрителева и Г. Праве Николай Охонько.
Главная наша задача – регулировать процесс разработки гербов, флагов, эмблем и других символов на территории края. В поле зрения также правильное использование символики. По многим вопросам комиссия оперативно взаимодействует, в том числе консультативно, со специалистами Геральдического совета при президенте РФ – а это лучшие знатоки в области российской геральдики.
– Вы сказали о всплеске интереса к местной символике в 90-е годы. Ощущается ли этот интерес сейчас?
– Безусловно. К настоящему времени 40 муниципальных образований края получили государственную регистрацию своих гербов и флагов, выдано 76 свидетельств о регистрации. Гербы имеют 18 из 19 городов, за исключением Минеральных Вод, где уже тоже разрабатываются герб и флаг.
«Нижний» уровень применения герба – территория, на его наличие может претендовать и поселение. Что мы регулярно наблюдаем на заседаниях комиссии. Приезжает руководитель представительной власти сельского поселения, он же чаще всего и его глава, привозит какие-то наметки герба, флага. Иногда это эскиз, сделанный местным художником, иногда просто идея, как может выглядеть данная символика. Предложения обязательно должны быть предварительно обсуждены и одобрены представительным органом территории, желательно с привлечением населения.
Комиссия внимательнейшим образом выслушивает «посланцев» поселений, если привозят эскизы, мы их рассматриваем, обсуждаем.
– Попадания «в яблочко» бывают часто?
– Отнюдь. Геральдика – наука точная, требует строгого соблюдения установленных правил. Так, герб должен отражать некую уникальность данной местности, в идеале – на уровне исторического предания, легенды. Фигурально выражаясь, если именно здесь старик вытянул невод с золотой рыбкой, то золотая рыбка и может стать геральдическим символом. А большинство муниципалов на своих гербах хотят видеть изображение пшеничных колосьев, сельскохозяйственных животных – то есть идут все по тому же «производственному» пути. Апанасенковцы, например, первоначально предлагали в качестве символов барана – в честь овцеводческой отрасли района, Маныч с его рыбой… При обсуждении на комиссии родилась идея изобразить на гербе района тюльпан, поскольку поля тюльпанов являются уникальным отличием этой местности. А бывает, что и со своим историческим преданием приезжают, но после научных, архивных изысканий, проделанных членами краевой геральдической комиссии, оно не подтверждается. Выясняется, что к основанию села или станицы император Александр отношения не имел, а основал ее крестьянин такой-то, так что императорский меч на гербе, в общем-то, ни при чем.
Есть и другие тонкости, соблюдение которых в компетенции работающих в комиссии художников-геральдистов И. Проститова и С. Майорова.
Дело в том, что изображение на гербе должно быть стилизованным. Изобразительный ряд нужно перевести в символический соответственно канонам геральдики. Не волны Маныча, к примеру, а некий остроугольный зигзаг, не «натуральная» корова, а стилизованное изображение животного. И наши художники совместно с историками предлагают весьма оригинальные решения. Например, территория традиционно славится своей животноводческой отраслью – это первый посыл. А второй – она известна своими древними курганами, в раскопах которых археологи нашли украшения бронзового века. И среди них – изделия в форме стилизованных бараньих голов. Это изображение и может появиться на гербе.
– Вы рассказываете очень интересные вещи…
– А мне и самому интересно руководить деятельностью комиссии, работать в ней. Как, полагаю, и остальным ее членам. В процессе работы всплывает много нового из истории края.
– Есть ли в современной геральдике новые тенденции или традиции прошлого нерушимы?
– Геральдика не стоит на месте. Как уже было сказано, с середины 90-х годов ХХ века началось ее бурное развитие в муниципальных образованиях. До того она существовала лишь на государственном уровне. Новые условия — новые тенденции, хотя и в русле традиции.
Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что старые геральдические символы сегодня читаются в какой-то степени по-новому. В самом начале нашего разговора вы приводили описание герба города Ставрополя, принятого в 1878 году, где присутствовала пятиконечная звезда. На комиссии обсуждался вопрос о возможности использования каких-либо элементов этого герба. Предметом споров стала именно звезда. В умах наших сограждан она утеряла старое значение, когда могла читаться, к примеру, как символ оберега или Вифлеемской звезды. Сейчас многими она воспринимается либо как символ коммунизма — большевизма, либо как сатанинский знак.
– А долог путь герба от его обсуждения в краевой геральдической комиссии до легитимизации?
– После того как взвешены (совместно с «заказчиком») все «pro» и «contra», после того как наши художники все максимально отработали, сделали эскизы, те отправляются в муниципальное образование. Там этот продукт рассматривает представительный орган, проходит голосование. Если геральдика утверждена на этом уровне, то ее вновь рассматривает краевая комиссия. После нашего утверждения герб направляется в Геральдический совет при президенте РФ. Как только мы получаем оттуда свидетельство о регистрации герба, он становится легитимным.
– Довелось слышать, что в нашей краевой геральдической системе есть гербы правильные, а есть неправильные и потому нелегитимные. Так ли это?
– Это так. В крае имеется символика, не отвечающая правилам геральдики. Главным образом та, что принята до выхода в свет официальных рекомендаций Геральдического совета при президенте РФ, то есть до 2006 года. Более того, ряду принятых сегодня геральдических правил не соответствует и герб Ставропольского края, утвержденный в середине 90-х. Но герб наш – прижился. Он красив, к нему привыкло население. Существует правило: нелегитимный герб может стать легитимным по прошествии времени.
– Через сто лет, если не ошибаюсь?
– Да, нам еще примерно 85 осталось. Мое мнение: давайте подождем.
– Если говорить об основных итогах работы краевой геральдической комиссии, то это…
– Это 82 субъекта, имеющих собственную символику, включая край, регион КМВ, три района Ставрополя и другие. Сорок из них, как уже было сказано, получили положительную оценку геральдической комиссии, прошли регистрацию в Геральдическом совете при президенте РФ и имеют свидетельства государственного образца.
В результате десятилетней работы сформирован полный электронный каталог применяемой на территории Ставрополья символики. На его основе в 2007 году издана книга «Символы малой родины», где собрана вся символика, применявшаяся в Ставропольской губернии и Ставропольском крае с 1829 по 2007 год. Сейчас готовится дополненное издание книги, куда войдут гербы и флаги муниципальных образований, разработанные после 2007 года, которых уже насчитывается 20.
Под эгидой геральдической комиссии на базе музеев края регулярно проходили выставки по истории государственной и местной символики и истории геральдики, проводились акции, популяризирующие государственные символы современной России.
В одном из писем председателя Геральдического совета при президенте, государственного герольдмейстера Георгия Вилинбахова на имя председателя краевой комиссии говорится: «Не можем не отметить колоссальный объем выполненной вами и вашими сотрудниками работы, глубину и последовательность представленных материалов, а также редкостно высокое художественное качество разработанных вашими специалистами изображений… Представляемые вами официальные символы муниципальных образований заслуживают самой высокой оценки».
22 июня 2010 года