Солист Большого театра Андрей Дунаев выступил в Ставрополе
В отличие от ряда других, не оторван от «корней» и периодически радует нас своими выступлениями, в том числе на фестивалях «Музыкальная осень Ставрополья». Для нынешнего приезда у певца был еще и весьма уважительный личный повод: юбилей мамы.
Могу представить, каким событием его визит стал для всего села Красного, что в Грачевском районе, где вырос Андрей и где живут его родители – Галина Андреевна и Владимир Михайлович, профессиональные клубные работники. Они, кстати, были среди почетных гостей филармонического вечера в Ставрополе. А в программу концерта вошли лучшие произведения русской и зарубежной оперной классики. Весь вечер на сцене прекрасно отработал симфонический оркестр краевой филармонии под управлением дирижера заслуженного артиста России Юрия Каспарова.
В живом общении звезда оперы оказался человеком по–хорошему простым, общительным, наделенным отличным чувством юмора. Хотя, как рассказал сам, творческая судьба его поначалу складывалась весьма непросто. Правда, пел Андрей всегда, сколько себя помнит. Пел дома, вместе с родителями и двумя сестрами и братом, в детском хоре, в студенческих группах и ВИА. Была учеба в Ставропольском музыкальном училище, потом армия, а первый опыт работы, представьте себе, – на площадках некоторых ресторанов. Что, считает певец, очень помогло впоследствии выдержать испытание столицей, куда молодой амбициозный и несомненно одаренный музыкант отважно отправился искать свой путь.
Путь оказался долгим, можно сказать – извилистым. Сколько пройдено всевозможных прослушиваний, сколько передумано мыслей и пережито впечатлений, от русского ресторана в Таиланде до попытки показать себя в знаменитом ансамбле Бабкиной и театре Новая Опера… Институт культуры. Консерватория, куда Андрей пришел уже 27–летним! И вот наконец его, студента третьего курса, приглашают на главную оперную сцену страны, где «вдруг» сразу поручают ведущие теноровые партии в «Евгении Онегине», «Князе Игоре», «Травиате»… Сейчас в багаже артиста полтора десятка ролей, несколько – в процессе освоения. Его голос знают не только в Германии, где Дунаев живет последние шесть лет, но и в Миланском Ла Скала, и Парижской Гранд–Опера, а в Ставрополь он приехал сразу после блестящего выступления на оперной сцене Женевы. По завершении контракта в Дюссельдорфе его на будущий год уже ждут в труппе Дрезденской оперы.
– Буду хоть немного ближе к России!.. А вообще–то вхождение в оперу проходило у меня сложно, – признается Андрей Дунаев. – Не сразу воспринял советы педагогов работать именно в этом жанре, оторваться от эстрады. Зато теперь сам удивляюсь, как я мог в этом сомневаться. А ведь многие в моем возрасте уже вовсю пели классику.
Классика покорила артиста не сразу, но безоговорочно и навсегда. Ему близки ее проверенная временем чарующая мелодичность, эмоциональная глубина и вокальная выразительность. Каждая новая партия задает свои вопросы. Например, освоить тексты на итальянском, немецком, английском языках. А вскоре Андрей собирается выучить «кое–что» на французском, ведь уже подписан контракт на постановку в 2012 году в Женеве.
– Люблю французские вещи! Не люблю, извините, Шостаковича, спел раз в «Леди Макбет Мценского уезда», но это – не мое! На мой взгляд, это просто антивокально! Нет, как симфонист Шостакович велик, а вот опера... Впрочем, это сугубо личное мнение. Я люблю, чтобы была красивая мелодия, чтоб каждая ария сверкала чувствами – ух!... Люблю Чайковского, Бородина, правда, русский репертуар больше рассчитан на драматические голоса, тенору там не размахнуться, а для меня – Доницетти, Пуччини, Верди, Бизе. Еще хочу спеть в «Ромео и Джульетте» Гуно и «Манон» Массне, планов масса...
Кто–то скажет – классика не массовое искусство, и это верно. Но классика, убежден артист, всегда была, есть и будет! С улыбкой вспоминает Андрей те годы, когда в силу молодости рвался на эстраду – «как все», а столкнулся с такой черной изнанкой шоу–бизнеса, что достаточно быстро пришлось перестать тешить себя иллюзиями. Однако благодарен жизни за хорошую школу, за встречи с интересными людьми:
– Хотел заниматься тем, что мне нравится, а для этого надо и потрудиться. Конечно, всякая работа уважаема, мести улицы тоже нужное дело, но если природой заложено в тебе «нечто», есть смысл реализовать это, хотя бы попытаться. А талант – он сам не даст сидеть на месте, будет толкать вперед. Вот почему когда–то я поехал искать себя. Но я уверен, что везде можно что–то найти, и на Ставрополье в том числе, например, здесь можно хорошо хлеб выращивать, и для этого тоже нужен свой талант…
При всей специфике артистической карьеры в Германии А. Дунаев и об этом периоде говорит одновременно с признательностью и юмором. У немцев опера живет иначе, они постоянно экспериментируют, хотят все сделать обязательно по–новому, все «вразрез» с канонами... Преобладают мрачные тона, которые считаются новым словом в опере. Да, бывают и интересные трактовки, но чаще непонятно: зачем что–то выдумывать? Вот месяц работали над «Риголетто», казалось бы – классика чудесная, все есть, от либретто до музыки – нет, пришел молодой режиссер и сказал, что хочет что–то там этакое «накопать»… Однако при всех изысках постановка, как правило, выстраивается по–своему логично. Скажем, в Дюссельдорфской версии «Евгения Онегина» Ленский (кстати, щеголяющий в потёртых джинсах) по ходу дела… напивается! И Андрею Дунаеву приходится во втором акте на сцене буквально не расставаться с бутылкой… Ставил, кстати, сын великого Марио Дель Монако – Джанкарло (весьма непростой!), в его понимании поведение Ленского можно объяснить именно с такой позиции – выпил человек и… Нам смешно, а там в конце концов Ленский вообще убивает сам себя! И как ни странно – публика в восторге. То есть для немцев этот нюанс что–то дополнительно поясняет в образе.
– Главное, чтобы у героя был характер, тогда интересно с этим материалом работать, как бы режиссер ни «изгалялся».
Наверное, куда проще было бы работать не менее успешно в своей стране, но у России сегодня отношения с классикой не самые благоприятные для последней. В Европе опера вполне доступна широкой публике даже в таких же небольших городах, как Ставрополь. Хотя и там далеко не все гладко. Концертные агентства эксплуатируют певцов по принципу «давай–давай», цель понятна – на именах делают деньги, шоу–бизнес безжалостен. Многие хорошие вокалисты, к сожалению, становятся жертвами такого отношения. Нельзя, например, подряд петь партии Ленского и Германа, настолько это разные нагрузки… Так появляются певцы без голоса, а это трагедия для артиста.
– Вот поэтому нам практически не удается заполучить знаменитых вокалистов – дорого! – подключается к беседе директор Ставропольской филармонии Валентина Куникина. – Так, глядишь, скоро мы и Андрея Дунаева не дождемся к нам!
– Ну что вы, у меня же здесь мама с папой, как же я могу не приехать в Ставрополь! – тут же опровергает ее опасения Андрей. – Мне очень хочется петь и для своих земляков. Вот времени не хватает, действительно, контракты обязывают. А бывают и чрезвычайные ситуации, когда просят в пожарном порядке кого–то заменить, как было недавно с «Риголетто» во Франции…
Явный спрос на российских исполнителей в Европе, наверное, должен нам льстить: вот какие у нас таланты! И все же немного грустно оттого, что «дома» эти таланты востребованы и достойно применимы в основном лишь в столичных городах. Уж сколько лет, особенно с появлением в Ставрополе хорошего симфонического оркестра, ведутся разговоры о своей оперной сцене! В связи с чем захотелось задать артисту и чуть–чуть провокационный вопрос: вот напоется он «досыта» в европах, и, может быть, возьмет да и станет министром культуры Ставропольского края и учредит здесь оперный театр… Андрей был немного озадачен, но ответ нашел быстро:
– Давайте вспомним об этом лет этак через двадцать… Кто знает, что будет? Хотя для меня это, признаюсь, скучно – сидеть в кабинете, проводить совещания, носить костюм с галстуком… Надеюсь, что к тому времени ситуация у нас улучшится, и найдутся люди, которые откроют здесь оперу. Мое дело – петь. А там посмотрим…
В феврале Андрея ждут в почти уже родном Дюссельдорфе. Ждет публика, ждут Анна, Никита и Максим. Жена Анна профессиональный художник (окончила училище в Ставрополе!), сейчас на ней – дом и дети, а также еще один член их «коллектива» – забавный кокер–спаниель. Сыновья пока школьники, хотя, разумеется, к музыке близки, старший даже пробовал себя в качестве композитора, писал рэп, причем на немецком! У младшего хороший голос, но отец пока об их планах говорит со знаком вопроса. Заставлять их учиться музыке совсем не склонен: сами решат, что им ближе.
А родной Ставрополь встречал земляка не просто тепло – восторженно–любовно, громом оваций и охапками цветов. Да и заслуженно, ведь артист подарил нам прекрасное выступление, составленное из поистине великих образцов популярной классики. С равным блеском Андрей Дунаев представал перед залом то романтичным Ленским, то вдохновенным Герцогом, увлекал то в стихию русской народной песни великолепным исполнением знаменитой «Ах ты, душечка», то в чудесно–мелодичное и не менее знаменитое «О, sole mio». Достойной партнершей ему в этом стала специально приглашенная солистка, лауреат Международного конкурса оперных исполнителей в Чили Наталья Виноградова. Тоже, между прочим, наша, родилась и выросла в поселке Затеречном Нефтекумского района, окончила Астраханскую консерваторию и Академию им. Гнесиных, пела ведущие партии в Московской Новой Опере. «Застольная» из «Травиаты» Верди, исполненная дуэтом А. Дунаева и Н. Виноградовой, стала замечательным завершением концерта. И показалась обнадеживающе символичной: все–таки будет когда–нибудь в Ставрополе своя опера. Не может не быть при таких талантах.
22 января 2010 года