00:00, 23 октября 2009 года

Многодетной матери Снежанне Даниловой суд вернул детей

Резонанс истории был настолько велик, что на судебное заседание в Ставрополь прибыла начальник управления по правам ребенка в аппарате Уполномоченного по правам человека РФ Наталья Яковлева. И не поняв, за что же, собственно говоря, многодетную мать ранее лишили родительских прав, сделала из всего увиденного нелицеприятный вывод:

– У нас почему–то так принято в Российской Федерации, особенно у органов опеки, вместо нормальной, адекватной помощи быстренько ребенка из семьи изъять и направить в какое–нибудь детское учреждение. Неужели из местной администрации никто не видел эти осыпающиеся в доме потолки? Дети сами пытались что–то поклеить, какие–то общественные организации помогали. А что же государство? Ведь помощь государства была нужна в первую очередь этой семье.

О том, насколько важно возвращение сыновей для матери, думаю, говорить не нужно. Опять были слезы, только на этот раз – слезы радости. «Дети для меня – все в жизни. Пока я была их лишена, жила, как в аду», – только и смогла произнести Снежанна. Вчера все ребятишки вернулись в отчий дом. Вообще–то по закону еще десять дней – до вступления в силу определения суда – мальчишки должны были находиться в детском доме. Но ждать так долго мать не могла: с разрешения органов опеки она забрала мальчишек под расписку. Так что семейная трагедия завершилась своеобразным хеппи–эндом. Но очень хочется задать вопрос: кто–нибудь ответит за то, что эта трагедия вообще произошла? Ведь мать и дети получили сильнейшую психологическую травму. Впрочем, подозреваю, что ответ будет отрицательным: наше законодательство не предусматривает ничего подобного.

И еще вот что. Хотелось бы затронуть важную, на мой взгляд, тему. История Даниловых бурно обсуждалась на многих форумах. Аудитория разделилась на два противоположных лагеря: защищающего многодетную мать и откровенно осуждающего ее за «плодовитость». Причем «форумные недруги» Снежанны, назовем их так, за редчайшим исключением, люди молодые – не старше 25 лет (достаточно давно работая в журналистике, я могу это определить по тексту). Все высказывания юных оппонентов С. Даниловой разнообразны по изложению, но лейтмотив один: человек, не имеющий золотых гор, автоматически должен быть лишен права стать родителем. Приведу лишь пару из таких умозаключений, сохраняя стилистику и орфографию авторов: «Живя в нищете и не имея в жизни шансов исправить свое положение нарожать 6 детей – это разумно и правильно? На какую жизнь она обрекает этих шестерых? Органам опеки надо было не теперь прав ее лишать а намного раньше стерилизовать эту тупорылую свиноматку», «Вот я планирую сделать ребенка, пока что одного. Но моей зарплаты не хватит на достойное содержание этого ребенка как я считаю. У меня зарплата и сейчас больше 20 тыс рублей, однако я трезво оцениваю, что медицинское обследование и профилактика, питание, и т.п., а также жилищные условия (нужна квартира минимум двухкомнатная) стоят дороже, чем я могу сейчас обеспечить».

Честно скажу, мне стало страшно: кто и когда успел настолько прочно вбить в головы наших детей эти фашистско–меркантильные убеждения? Эту непоколебимую уверенность в том, что родительская любовь не естественное чувство, присущее человеку, а некая материальная субстанция, вроде дорогущей иномарки, которую человек может себе позволить или не позволить в зависимости от достатка?! Что любить позволено только человеку, прошедшему своеобразный имущественный ценз? Небогатые же подлежат если не принудительной стерилизации, то безоговорочной «экспроприации» детей. Вот, по–моему, о чем стоит задуматься всему российскому педагогическому сообществу – как вернуть сознанию наших юных граждан такие понятия, как любовь, доброта, милосердие. А то культ наличности, похоже, уже перетек из бытовой плоскости в сферу духовную. И пустил там прочные корни.

Ульяна УЛЬЯШИНА
«В душе – культ наличности»
Газета «Ставропольская правда»
23 октября 2009 года