Восстановление плодородия почв Ставрополья обсудили в правительстве края
Частично ответ на этот вопрос содержался в докладе министра сельского хозяйства А. Манакова о ходе реализации федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельхозназначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы и на период до 2012 года». Соглашением между Минсельхозом России и правительством края определены конкретные мероприятия и лимиты инвестиций из федерального бюджета и других источников. Речь, в первую очередь, идет о мелиоративно–хозяйственном комплексе Ставрополья, который, к сожалению, много потерял по сравнению с дорыночными временами. Если вести отсчет с 1990 года, площадь орошаемых земель уменьшилась с 433,7 тысячи до 292 тысячи га, из которых треть нужно восстановить и реконструировать, на что потребуется более шести млрд. рублей. Возрождение орошаемого клина идет не столь быстрыми темпами, как хотелось бы. А ведь от этого напрямую зависят показатели урожайности.
Федеральное финансирование на содержание, эксплуатацию и ремонт водохозяйственного комплекса, включающего магистральные и распределительные каналы, крупные водохранилища и другие объекты, к сожалению, составляет только 15–20 процентов от потребности. А краевая казна, по сути, не уполномочена тратить деньги на эти объекты, хотя они и находятся на нашей территории.
В связи с тем, что федеральные структуры недостаточно болеют за состояние своих водохозяйственных объектов, глава администрации Советского района И. Пальчиков предложил даже передать их в ведение СХП. Видимо, с соответствующим финансированием все же, ибо в противном случае такая реформа может стать губительной. Ведь и сегодня сельхозтоваропроизводители по большому счету не могут достаточно эффективно использовать даже те оросительные системы, которые государство в свое время построило и передало им для эксплуатации. Неподъемными стали тарифы на электроэнергию, без которой дождевальные установки не действуют.
Увы, с момента сдачи в эксплуатацию много воды утекло... из систем орошения. Но могло бы и больше. Беда в том, что подземная инфраструктура (трубы, например) разворовывается ради ценного металла, который увозится для продажи в Новороссийский порт. Речь о десятках миллионов тонн. Вопиющий пример привел глава администрации Петровского района А. Захарченко. После банкротства колхоза «Колос» арбитражным управляющим ирригационные системы были включены в конкурсную массу, после чего те были демонтированы и проданы на переплавку. Обращалась местная власть в структуры Роснедвижимости, правоохранительные органы, там разъяснили, что подобные действия находятся в рамках закона. В связи с чем глава пожаловался, что, по сути, у муниципалов нет рычагов воздействия на вновь приходящих инвесторов, которые, получается, могут распоряжаться не своим добром по своему усмотрению...
С ним не согласился первый заместитель председателя ПСК Ю.Белый: местной власти дано право заключения соглашений с землепользователем для того, чтобы оговорить все взаимные обязательства и условия. Да и «копателей» тоже можно наказать. Любой владелец пая мог бы обратиться в суд за защитой своих прав, ведь, по сути, «клад» достается из земли, находящейся в коллективно–долевой собственности. И тем не менее вопросы остаются.
Возможность судебного разрешения конфликтов такого рода должна быть подкреплена законодательными инициативами, которые стимулировали бы заботу о плодородии почвы, причем не только в плане восстановления оросительных систем. У плодородия, напомнил губернатор, много составляющих. И одна из них – защитные лесополосы, которые дряхлеют и требуют обновления. Для разработки законодательных предложений по стимулированию бережного отношения к нашему главному достоянию – земле–матушке – министерству сельского хозяйства глава края дал два месяца. А программой, о которой информировал А. Манаков, уже с 2010 года предлагается увеличить на 50 млн. рублей поддержку из краевого бюджета сельхозпредприятий на возмещение им затрат на строительство и реконструкцию мелиоративных систем.
Как констатировала министр образования СК А. Золотухина, рост неудовлетворенного спроса на услуги дошкольного образования подтверждается двумя основными цифрами: краю не хватает как минимум 160 детских садов, а в очереди – 22 тыс. ребятишек. Частично эта проблема должна быть решена в ходе реализации краевой целевой программы «Развитие сети дошкольных учреждений в СК на 2009–2011 годы». Общий объем финансирования в сумме 4,2 млрд. рублей позволит снизить дефицит «дошкольных» мест с 50 до до 25 процентов по завершении программы. Перечень объектов реконструкции или нового строительства будет утверждаться ежегодно. Обсуждая тему, вспомнили и о 240 дошкольных учреждениях, которые «ушли» из системы в 90–е годы. А. Золотухина уточнила, что все вернуть не удастся. Часть зданий детсадов была передана под другие учреждения, в том числе социальные. А вот прекращение договоров аренды по ряду объектов – это реально, чем сегодня ведомство и занимается. Губернатор в связи с этим обратился к местным главам с настоятельной просьбой подключиться: «Все недостающие садики краевая власть вам не построит, на это просто не хватит денег, ищите возможности вернуть утраченное».
Своеобразная пикировка возникла между заместителем начальника ГУ «Противопожарная и аварийно–спасательная служба СК» И. Требухом и министром труда и социальной защиты А. Карабутом, который высказал недовольство большим сокращением лимитов на обеспечение безопасности проживающих в социальных стационарах. Докладчик объяснил это «кризисным» секвестрованием расходов на краевую целевую программу по пожарной безопасности СК: от запланированных ранее 2 млрд. рублей в итоге остался 791 млн. рублей. Однако министр настаивал на необходимости увеличить расходы по социальному ведомству. Глава края поручил создать рабочую группу для урегулирования разногласий.
Рассмотрено около 30 вопросов. В частности, утверждены методика предоставления дотаций из краевого бюджета на поощрение муниципалитетов за увеличение налогооблагаемой базы, перечень сооружений, которые являются неотъемлемой технологической частью автодорог общего пользования местного значения и освобождаются от налога на имущество, приоритетные направления инвестиционной деятельности на территории края.
На заседании ПСК губернатор озвучил итоги первого квартала. Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг составил 101,7% к уровню первого квартала прошлого года, инвестиции в основной капитал выросли на 10%, объем работ в строительстве составил 104,1%, оборот розничной торговли сохранился на уровне прошлого года – 100,1%. Край держит удар кризиса, констатировал В. Гаевский.
16 апреля 2009 года