00:00, 20 января 2006 года

Лучше едешь - дальше будешь,

В дорожно-транспортных происшествиях в мире погибает в сотни раз больше людей, чем от терактов – такова статистика. Причем основная часть аварий происходит, как правило, по вине «молодых» водителей со стажем менее пяти лет. Причин несколько, но одна из главных - плохая подготовка новичков, для которых дорога – лишь учебный полигон, а не зона повышенной опасности. И далеко не каждый из них осознает, насколько серьезную ответственность он на себя возлагает, садясь за руль автомобиля.

Так кто же виноват, что по нашим дорогам ездят неграмотные водители? Сегодня принято ругать в этом автошколы, мол, нужны им только деньги, а не качество. Но есть в этой жизненной коллизии еще несколько участников – милиция, которая наделена властью (дать права или нет) и, собственно, сам соискатель.

Тему качества подготовки водителей мы решили обсудить со старшим госинспектором Ставропольского межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД ГУВД СК подполковником милиции Валерием Шальневым. Напомним, в краевом центре, а также в Шпаковском, Александровском и Грачевском районах это единственная организация, которая наделена правом выдачи водительских удостоверений.

- Валерий Григорьевич, по-вашему мнению, кто все-таки виноват в плохой подготовке водителей?

- Напрямую связывать высокий уровень аварийности среди выпускников автошкол с качеством подготовки было бы несправедливо. Вряд ли в школе учат проезжать на красный свет или превышать скорость, согласитесь! Как и нельзя обвинять лишь милицию. Скорее проблема в самой системе подготовки водителей, которая формировалась, кстати, еще в 30-е годы прошлого века. Основная же ответственность должна лежать прежде всего на самом водителе – если он неуверенно чувствует себя за рулем, так пусть и не садится вовсе, либо будет предельно осторожен.

- В то же время сегодня в адрес автошкол звучит немало нареканий. как выбрать действительно хорошую?

- К сожалению, не все школы уделяют должное внимание качественной подготовке водителей, но, с другой стороны, и требовать много от них нельзя. Например, на практические уроки вождения сегодняшние методики рекомендуют уделять лишь 32 часа. А это очень мало. По сути, за такое время можно научить человека только первичным навыкам: как правильно сесть за руль и тронуться, как вести себя в стандартных ситуациях. Чтобы не ошибиться в выборе автошколы, нужно проверить качество учебно-материальной базы (обустройство класса, есть ли наглядные пособия), осмотреть учебный транспорт. Уточнить, есть ли автодром, каков процент сдачи экзаменов. Не полениться пообщаться с выпускниками этой школы. И, конечно, человеку следует тщательно обдумать свой шаг - нужно ли ему садиться за руль?! Дело в том, что большая часть людей из общей массы соискателей учатся либо для того, чтобы вложить деньги (мол, потом будет дороже), либо для престижа. Особенно это касается девушек. Если раньше обучались две-три дамы в классе в возрасте 30-40 лет, то сейчас большая часть группы – 18-20-летние девчонки. Кстати, часто права получают «на перспективу», когда человек лишь в далеком будущем собирается купить машину. Но практика показывает, что такой подход в корне не верен. Даже за год правила дорожного движения не просто забудутся, но и, скорее всего, в чем-то изменятся. Нужно будет переучиваться.

- Сегодня получить водительское удостоверение легче, чем, например, двадцать лет назад?

- Общество идет по пути демократизации, методики обучения упрощаются, и не всегда это оправданно. Так, например, до 1998 года в экзаменационных билетах было всего лишь 10 вопросов, но существовало еще и собеседование. Сейчас же билетов стало в два раза больше, однако форма сдачи осталась только письменная. Для человека с хорошей визуальной памятью выучить 800 вопросов – не проблема. Неоправданно упрощенным стал процесс получения прав для водителей пассажирского транспорта. Раньше, чтобы получить категорию «Д», нужно было иметь не менее трех лет стажа и опыт вождения на грузовом транспорте. Сейчас этого нет, а в результате мы столкнулись с резким ростом аварийности с участием пассажирского транспорта. Раньше новичкам выдавались двухгодичные временные права, которые менялись на постоянные только при подтверждении стажа управления, работала система штрафных баллов.

- РЭО – своеобразный барьер, где должны отсеиваться неучи. Значит, и на вашей организации лежит ответственность за наших водителей?

- Это так, но только, как и с автошкол, не требуйте с РЭО многого. Экзамены – не преграда для «двоечников». Заучить набор правил для человека не проблема, а пересдавать провалы можно не единожды. Проблема в другом, сегодня с ГИБДД сняты полномочия по контролю за автошколами. Если раньше за их работой мы могли следить, устраивать систематические проверки, выдавать предписания, не допускать к экзаменам, закрывать, то теперь процветает бесконтрольность, а отсюда и халтура. Даже лицензии автошколам выдают без участия РЭО! Нынче в наши обязанности входит только проверка материальной базы в школах.

- И последний вопрос: куда можно жаловаться студенту автошколы, если его не устроило качество подготовки или у него вымогают деньги?

- Есть, несколько инстанций, в том числе можно обращаться в МРЭО Ставрополя по телефону доверия – (8652) 38-40-10.