06:00, 5 января 2002 года

Жива Святая Русь

В конце минувшего, 2001 года, в Москве проходил Vl Всемирный Русский Народный Собор. В нем принял участие митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон, представлявший православных священнослужителей Северного Кавказа. Выступая на форуме, владыка Гедеон обратился к его участникам с предложением провести следующую такую встречу в одном из городов Кавказских Минеральных Вод. Предложение видного иерарха Русской Православной Церкви было встречено с одобрением. Накануне Нового года митрополит Гедеон, встретившись с губернатором Ставропольского края А. Черногоровым и председателем краевой Думы Ю. Гонтарем, обсудил с ними возможность организации очередного Собора в нашем крае. Инициатива получила понимание со стороны руководителей края. Сегодня мы публикуем основные фрагменты речи владыки Гедеона на Всемирном Русском Народном Соборе в Москве, поскольку это выступление по праву может считаться своего рода духовной программой года наступившего.

Вот уже в шестой раз под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси встретились в Москве представители разных политических взглядов, разных вер, политики и ученые, церковные иерархи и деятели культуры и образования, объединенные заботой о нашем народе, о России. Сегодня единство - вопрос жизни для русского народа. Надо помнить предупреждение апостола: "Блюдите, како опасно ходите", ибо против нас обращен древний безбожный принцип "разделяй и властвуй". Не так учит Господь, зовущий нас к единству, да "будет едино стадо и един Пастырь". Кому-то это не нравится, но такова наша вера. Церковь Христова две тысячи лет зовет людей к единению и спасению, к благодатному единству во Христе, дабы воплотилось в жизнь ангельское славословие: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение". Россия жила так тысячу лет и была Богом хранима. Единая и неделимая, богатая и могущественная, несокрушимая православная держава, стержнем которой был Христос Спаситель и Святая Русская Православная Церковь. Спасительное служение Русской Православной Церкви не прерывалось даже в пору гонений. Десятилетия государственного безбожия и дробления России не прошли, к несчастью, без последствий. Богоданное единство во многом было разрушено. Мы это знаем и видим: безбожие, падение нравственности, погоня за наживой, разгул преступности, в том числе и терроризма. Такова часть наследства, которое Россия забрала с собой из века минувшего в третье тысячелетие. Но грех нам будет, если мы согласимся с кучкой кликуш, утверждающих, что русский народ бесповоротно деградировал. Этого нет, и я глубоко убежден – не будет никогда, яко с нами Бог! Весь ход русской истории, даже темные ее страницы, убеждают в правоте мысли Достоевского, что русский народ – народ-богоносец. Так было на протяжении тысячи лет и так будет до тех пор, пока жива Святая Русь.

В начале минувшего века философ Сергий Булгаков провидчески писал: "Легион бесов вошел в гигантское тело России и сотрясает его, мучит и калечит. Только религиозным подвигом, незримым, но великим, возможно излечить ее, освободить от этого легиона". И этот подвиг был совершен. Русское духовенство, русская интеллигенция, русское офицерство омыли грехи свои на русской Голгофе, в застенках ЧК и гулагах. Почти в каждой рус-ской семье есть свои мученики за веру, а этих семей – миллионы. Вот сколько молитвенников обрел народ наш у Престола Божия. Архиереи и священники, монахи и миряне, академики и рабочие, люди разных национальностей, объединенные одной святой православной верой, принадлежностью к России и русскому народу, предстательствуют за нас, недостойных и неблагодарных, перед Вседержителем.

Пришло время и нам совершить свой подвиг. Кто-то, может быть, и засомневается: о каком подвиге идет речь? Времена гонений прошли, воссоздаются и возводятся тысячи храмов, растет число духовных школ и монашеских обителей, развивается православное книгоиздание. Нынешний лидер России, в отличие от своих предшественников, не обещает показать через двадцать лет последнего попа, но сам совершает паломничества к православным святыням. Приведу и личный пример. Шестьдесят лет назад одноклассники писали мне на спине мелом слово "поп", а сегодня я избран почетным профессором нескольких крупнейших вузов страны. Значит, Церковь – это не дурман, не опиум, не мракобесие. Это все очевидные перемены в лучшую сторону, а значит, Россия будет жить.

Но наряду с приметами духовного возрождения во всех слоях нашего народа распространяются вседозволенность, моральная неразборчивость, индивидуализм, нигилизм. Такие понятия, как вера и верность, сегодня в нашем обществе не в чести. Страшные искушения, пошатнувшие столетие назад основания России и русского народа, еще далеко не преодолены. Они и не будут преодолены, пока мы не преодолеем разделение в обществе, пока не объединимся вокруг Христа. Те, кто не хочет единства во Христе, неминуемо придут к безбожному единству в антихристе. Этот процесс, называемый глобализацией, уже идет. Но правы ли те, кто видит в глобализации одни лишь происки темных сил? Думаю, что есть вина и на нас, пребывающих в сытой спячке, не стремящихся к расширению и укреплению веры Христовой. За две тысячи лет мы во многом растратили то, что Бог нам дал. Из-за этого и возникает духовный вакуум, который враг заполняет глобализацией – единением уже не с Христом, а с антихристом.

Все вы помните слова поэта: "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Эти слова привычны и милы нашему сердцу, но что такое русский дух сегодня? Что составляет ныне духовную основу нашего народа? Ответ будет не совсем приятный.

Посмотрите, какая дисгармония у нас в социальной сфере: один получает семьсот рублей, а другой – сто пятьдесят тысяч. Конечно, всегда так было, что кто-то богаче, а кто-то беднее, но когда десять процентов населения богаты за счет того, что девяносто процентов нищенствуют, это ненормально. Если наши богатые граждане - это русские православные люди, они должны осознать этот грех и думать не только о себе, но и о братьях своих, в беде сущих. Неужели они не видят, к чему ведет пренебрежение к нуждам людей?! Надо бы им вспомнить слова премудрого Соломона: "Господи! Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе".

А возьмите науку и образование. Хотя они и перестали воевать с Церковью, но до здорового соработничества еще очень и очень далеко. А ведь такое сотрудничество крайне необходимо для духовного и нравственного здоровья нашего юношества. Сейчас много говорят о физическом здоровье, но здоровое тело, не одушевленное здоровым духом, религиозной нравственностью, становится капищем разврата, наркомании, культа наживы. Удерживающего-то нет, нет страха Божия. Скажут, что я слишком строго отношусь к молодежи. Дескать, блажен, кто смолоду был молод, с годами же сегодняшние юноши и девушки переменятся. Но такая перемена не может произойти сама по себе, тем более что этому нигде не учат. Раньше человек твердо знал, что он есть образ и подобие Божие и в его душе громко звучала совесть - голос Божий. А сегодня? Встречаясь со студентами светских вузов, невольно сравниваешь их с семинаристами, и сравнение выходит в пользу последних. А ведь к нам в семинарию приходят такие же юноши из мира. И наша профессорско-преподавательская корпорация прилагает немало усилий, чтобы не только дать необходимые знания, но и воспитать будущих духоносных пастырей. Но и будущий инженер или врач, учитель или воин тоже должны быть нравственными. Мы же русские, Русь – Святая, и если с нами Бог, то никто против нас. Но надо помнить, что Бог с теми, кто сам с Богом, как помнит это наш президент В. Путин, справедливо отметивший, что без православия не было бы и России.

Еще одна беда, разделяющая русский народ, – это неоязычество. В нарушение всех действующих законов язычники изустно и печатно распространяют клеветы на Мать Церковь, на веру православную, и никто их еще ни разу не остановил. Ответственность за злые дела сектантов и раскольников лежит не только на них самих, но и на тех, кто дает им зеленый свет. Зреют новые расколы, жизнеспособность которым также придает непродуманная религиозная политика государства. Самочинные сборища уравнивают в правах с Церковью Христовой. Это при том, что их поддерживают долларами зарубежные центры, а наши прихожане жертвуют не излишки, но отдают церкви лепту от своих нищенских зарплат и пенсий. Русская Православная Церковь – это Мать, и русские люди поддерживают ее как мать. Так бы надо поступать всем, кто хочет добра России, даже не будучи православного вероисповедания. Особенно это касается работников средств массовой информации. Над Матерью глумиться грешно и непорядочно. Больше храмов – меньше тюрем, больше верующих людей - меньше преступников.

Мы знаем, что в России живут не только русские и не только православные, но никогда никому не было тесно в составе православной Руси. Все вместе мы составляем единую Мать Родину, одну нацию, состоящую из разных народов. Посмотрите, в США живут потомки индейцев, англичан, русских, китайцев, африканцев - множества народов. Сохраняют свои национальные обычаи, религию, язык, но при этом осознают себя представителями американской нации, каждый говорит о себе: я – американец. А у нас в России слышно о татарах, о чеченцах, о якутах, а русских забывают. Процветает местничество, которое мы преодолеем, если только возродится любовь к Родине, к Руси Святой, чадами которой являемся все мы.

Именно следствием забвения стал, например, отток русского населения с Кавказа, где русские живут сотни лет. Здесь наши города и станицы, здесь храмы и могилы предков. И вот люди продают за бесценок жилье и едут в неизвестность. Это происходит не от хорошей жизни – их выдавливают. Они видят, как в республиках происходят в разной степени схожие процессы с теми, что завершились в Чечне приходом к власти Дудаева и Масхадова. Люди знают, в каких невыносимых условиях жили русские в Ичкерии, захотевшей отделиться от Матушки России, слышат лозунги "Русские, убирайтесь вон!" и делают свои выводы. А государство очень слабо защищает тех, кто создавал здесь промышленность, образование, культуру. Если это не прекратить, пострадают все народы, живущие на Кавказе, а не только русские. Надо эту тенденцию переломить, ведь мы братья и сестры, Кавказ – наш общий дом, как и вся Россия, и в этом доме нам жить.

К миру и единству призвал нас Господь. Болезнь разделенности мы сможем преодолеть только через покаяние. И братья наши, укрывшиеся за рубежами Отечества, должны помнить и любить свою Мать Святую Русь. Русский народ должен очиститься покаянием и утвердиться в святом православии. Надо вспомнить, что такое грех и что такое святость, что такое спасение и что такое гибель. Только тогда мы возродимся, только тогда Россия займет свое достойное место в мире. Велик и тяжел этот труд, но Бог – помощник наш. В единстве с Христом наша сила. Верю, молюсь и надеюсь...

«Жива Святая Русь»
Газета «Ставропольская правда»
5 января 2002 года