19:50, 6 ноября 2025 года

Заслуженный мелиоратор из Ставрополья празднует 90-летний юбилей

Сегодня Александру Андреевичу Кондратенко – 90 лет.

Представьте, он и сегодня продолжает служить в гидромелиоративной отрасли в должности советника директора ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз». В этой головной организации Ставропольского края на посту начальника ведущего управления и руководителя Александр Андреевич проработал без малого три десятка лет. А до этого, после окончания Новочеркасского гидромелиоративного техникума в 1955 году и Новочеркасского инженерно-мелиоративного института в 1968 году, работал инженером в Управлении эксплуатации Право-Егорлыкской обводнительно-оросительной системы. Затем в должности начальника Восточных обводнительно-оросительных систем участвовал в строительстве и эксплуатации крупной системы Терско-Кумского канала в засушливых степях на востоке Ставрополья. С 1970 года - пять лет на посту начальника Управления эксплуатации Большого Ставропольского канала в Черкесске.

С таким богатейшим практическим опытом в гидромелиорации Ставропольского края и Северного Кавказа Александр Андреевич возглавил краевую организацию, где и трудится поныне.

Он удостоен высокого звания заслуженного мелиоратора Российской Федерации, имеет множество государственных и отраслевых наград, в том числе орден «Знак Почета», медаль «За заслуги перед Ставропольским краем». Золотой и двумя серебряными медалями ВДНХ СССР отмечена его новаторская деятельность.

Именем мелиоратора А.А. Кондратенко названа одна из улиц в селе Каясула Нефтекумского района Ставропольского края.

Александр Андреевич – признанный авторитет и один из ведущих экспертов в среде коллег-гидромелиораторов. Избран академиком Международной академии экологии и природопользования, почетным профессором Новочеркасской государственной мелиоративной академии.

К масштабной личности гидромелиоратора А.А. Кондратенко следует добавить важную составляющую: на протяжении всей своей деятельности он считал своим долгом, и продолжает это делать сегодня, создание летописи мелиорации Ставрополья и Северного Кавказа. Чтобы бесценный опыт осуществления крупных проектов, эксплуатации сложных систем гидромелиорации не затерялся во времени и продолжал служить на благо миллионов людей. Это статьи в прессе и отраслевых журналах, более сорока книг по истории мелиорации. В них – десятки рассказов и сотни фотографий о ведущих специалистах отрасли, тех, кому сегодня во многом мы обязаны благополучием в сельском хозяйстве и продовольственной безопасностью и не только.

Накануне юбилея мы встретились с Александром Андреевичем и попросили ответить на несколько вопросов.

- Мелиорация решает несколько важнейших задач, напрямую касающихся жизни людей, - рассказал Александр Андреевич. - Это обводнение огромных территорий и питьевое водоснабжение. Орошение сельскохозяйственных угодий, где каждый гектар, образно говоря, работает за три, а то и за четыре богарных. Ценные орошаемые площади являются гарантированным источником высоких урожаев, что важно в условиях рискованного земледелия и засушливого климата. Наконец, малая энергетика, рыбное хозяйство. А еще экологический эффект от увеличения проточности малых рек, пересыхающих жарким летом, уменьшение солености их вод, от чего в недалеком прошлом страдали люди и домашние животные.

Если посмотреть на карту нашей Ставропольской губернии начала ХХ века, то это огромные,практически засушливые, но крайне плодородные степи от предгорий Кавказа до Манычской впадины. О переброске в эти степи части стока полноводных Кубани и Терека мечтали с самого начала заселения нашего края. Несколько инженерных проектов появилось в конце XIX - начале XX веков. Но расчеты показывали не только огромную стоимость этих сооружений, но и техническую сложность их воплощения. Для строительства и эксплуатации магистральных каналов и распределительных систем требовались отраслевые решения, специалисты, мощная техника.

Все это появилось ближе к середине ХХ века. И здесь героический труд мелиораторов-строителей и эксплуатационников крупнейших водных систем.

- Александр Андреевич, по сравнению с прошлым сегодня географическая карта Ставропольского края значительно изменилась. На ней за счет переброски части стока Кубани и Терека появились поистине рукотворные реки – системы Невинномысского, Терско-Кумского, Большого Ставропольского каналов с крупнейшими водохранилищами, уникальными мощными гидротехническими сооружениями. И все это, по историческим меркам, за короткое время. Вы стали непосредственным участником процесса преобразования жизни степей.

- Система созданных «рукотворных рек», действительно, грандиозна, и сегодня жизнь нашего края без нее немыслима. Вдумайтесь: ежегодно эта система обеспечивает для нужд Ставрополья от 3 до 4,5 миллиарда кубометров воды. Помимо сельскохозяйственного орошения примерно сорок процентов используется на водоснабжение сел и городов, рыборазведение, энергетику, другие нужды. На каждого жителя края ежегодно приходится от 700 до 1000 кубометров пресной воды. Вот наше богатство!

После Новочеркасского гидромелиоративного техникума и трех лет действительной службы в армии на Дальнем Востоке, в 1959 году, я начал работать инженером в Управлении эксплуатации Право-Егорлыкской обводнительно-оросительной системы. Она стала продолжением масштабного проекта по строительству Невинномысского канала, когда русло соленого и пересыхающего летом Егорлыка наполнила «сладкая» кубанская вода. Невинномысский канал стал первенцем гидромелиорации нашего Ставрополья. Стройка началась до войны и продолжалась в целом почти десять лет. Но когда пресная вода пришла в засушливые районы края, это событие для людей стало настоящим праздником. Сбылась их вековая мечта!

Мне же довелось работать на следующем этапе: в русле Егорлыка строилось мощное Новотроицкое водохранилище, из которого начинаются Право-Егорлыкский и Лево-Егорлыкский каналы с разветвленной сетью. Это масштабные стройки 60-х годов прошлого столетия. Они осуществлялись в интересах населения северо-восточных, самых засушливых, районов Ставропольского края.

- К своему юбилею вы подготовили очередные две книги. Одна посвящена второй очереди Большого Ставропольского канала, другая- Право-Егорлыкскому каналу. Причем заголовок последней книги – «Право-Егорлыкский канал – сокровище Ставрополья». Ее посвятили 65-летию со дня прихода кубанской воды в степи Ставрополья.

- Конечно, Право-Егорлыкский канал мне по-особому дорог, потому что там, как я говорил, начинался мой путь в гидромелиорацию. Управление канала тогда располагалось в селе Донском. Но еще и потому, что мне приходилось работать в коллективе, где большинство были вчерашние фронтовики, участники Великой Отечественной войны. Они – жители тех самых засушливых степей, их предки, да и они сами десятилетиями ждали прихода пресной воды. А еще и потому, что многие строители перекочевали сюда со стройки Невинномысского канала. А после возводили мощные плотины и водохранилища на Большом Ставропольском канале.

На строительстве высотной плотины Новотроицкого водохранилища и первого участка Право-Егорлыкского канала, начавшемся с 1 января 1950 года, работали мощные конторы – машиностроительная, экскаваторная, автотранспортная, специальный строительно-монтажный участок. Здесь высококлассные специалисты, в будущем Герои Социалистического Труда - машинисты экскаваторов Георгий Федорович Бормотов, Николай Михайлович Братков, Дмитрий Федорович Неслуженко, тракторист-бульдозерист Леонид Федорович Базарный и другие. Многие строители этой системы начинали еще на Невинномысском канале с легендарным начальником «Ставропольстроя» Андреем Ефимовичем Бочкиным, который позднее возглавил крупнейшие стройки страны на Енисее и Ангаре.

На системе канала несколько уникальных сооружений: высотные насыпи по 23-35 метров, мощные Ташлинский и Кугультинский металлические дюкеры с диаметром в три метра, они рассчитаны на пропуск воды до сорока кубометров в секунду. Сотни километров ложа самих каналов с распределителями. Мы, эксплуатационники, должны были хорошо знать работу этой сложной системы, уметь ею управлять. Быстрая вода ошибок не прощает.

- По поводу «быстрой воды». Я о катастрофическом паводке на Кубани в 2002 году. Тогда молниеносно переполнилось русло Кубани, под водой оказались некоторые прибрежные населенные пункты, часть районов Невинномысска. Вас тогда как опытного специалиста и ведущего эксперта пригласили для оценки чрезвычайной ситуации.

- Да, действительно, в те июльские дни в низовьях Кубани сложилась непростая ситуация. Кубань, как известно, имеет ледниковый характер питания, и пик паводка приходится на самые жаркие месяцы таяния ледников в горах Кавказского хребта. Плюс несколько дней непрерывных ливневых дождей, когда водой наполнялись балки склонов, все малые и большие притоки. Эти дополнительные факторы наложились на пиковые дни обычного паводка. Нас, водников, тогда волновало состояние плотин на Кубани – в Усть-Джегуте и в районе Невинномысска. Последняя завершалась строительством в 1945-1946 годах под руководством Андрея Ефимовича Бочкина, о котором я упомянул выше. Тогда государственная комиссия приняла ее с оценкой «отлично». За все годы эксплуатации мы поддерживали ее техническое состояние. Проектировщики закладывали в нее большой запас прочности, учитывая мощности паводков за несколько десятилетий. Но паводка, подобного 2002 году, в истории еще не было. Бочкин был бы не Бочкин, если бы не учел возможных обстоятельств. Плотина выдержала мощные залпы воды, в том числе и в результате грамотных действий специалистов Управления Невинномысского канала по регулированию стока. Худшего не случилось. Мало того, сама плотина послужила временной переправой между левым и правым берегами Кубани, обеспечивала самые неотложные нужды жителей Невинномысска. По ней тогда была проложена временная нитка газопровода, воздушный переход которого ниже по течению был снесен потоком.

- Какие сегодня неотложные вопросы приходится решать по эксплуатации мощных гидросооружений?

- Это прежде всего большие ремонтные работы на мощных гидроузлах Новотроицкого водохранилища, где находятся три крупных водозабора обводнительно-оросительных систем – Право-Егорлыкской, Лево-Егорлыкской и междуречья Кубань-Егорлык. Это серьезные работы по замене сложного гидротехнического оборудования, на это выделены солидные средства. Они строились более семидесяти лет назад, сегодня обеспечивают обводнение территории в полтора миллиона гектаров, где проживают порядка 700 тысяч человек и находится 97 тысяч орошаемых гектаров с инженерным обустройством полива.

Этому вопросу сегодня особое внимание, обновленные системы должны работать надежно и эксплуатироваться долгие годы без сбоев.

Одновременно провожу мастер-классы для специалистов по эксплуатации гидромелиоративных систем.

- Александр Андреевич, каков ваш общий стаж работы в мелиорации? Причастна ли к вашему делу семья?

- Мой общий стаж в отрасли 55 лет. Сегодня свой опыт стараюсь передать молодому поколению. А если считать «семейный» мелиоративный стаж, то он никак не меньше 250 лет. И еще продолжается. Здесь и вклад моей супруги Людмилы Васильевны, сына Андрея Александровича, кандидата технических наук, дочерей Лилии и Натальи, трех племянников и племянниц. Я рад, что они служат почетному и нужному людям делу.

Татьяна БЛОХИНА, член Союза журналистов России
«Рукотворные реки – сокровища Ставрополья»
Газета «Ставропольская правда»
7 ноября 2025 года