Как на Ставрополье агробосс Кривашеев зарабатывает на земле города
В Ессентуках мэрия ищет участки для участников СВО. Наши бойцы могли бы получать землю в очень хорошем районе, но теперь этого явно не будет. Дело в том, что огромный надел администрация города продала за копейки детищу олигархов по местным меркам – семье Кривашеевых. Как государственную землю прибрали к рукам и, видимо, уже неплохо нагрели на ней руки?
Мечта мечтой и осталась
«Моя мечта – построить многопрофильный пищевой комбинат» – так в 2022 году в интервью местной газете «Искра» говорил Сергей Кривашеев, руководитель агропредприятия «Винсадское», которое работает в Предгорном округе Ставропольского края. Впрочем, перерабатывающее производство пока так и осталось грёзами Кривашеева, если верить его словам, а на части земель «Винсадского» появились явно не объекты агропромышленного комплекса. Там выросли банальные ЖК и коттеджный посёлок, которые сейчас, как сыпь, то здесь, то там появляются на теле всероссийского курорта Кавминводы. Более того, семья Кривашеевых исхитрилась получить не только суперликвидный актив по бросовой цене, но ещё и неплохо на нём заработать.
Купили за копейки
История эта началась ещё в 2007 году. Тогда глава Ессентуков Константин Скоморохин выпустил постановление и разделил для «Винсадского» земли муниципалитета, переданные ранее единым участком в постоянное (бессрочное) пользование, площадью 765,9 гектара, на 14 участков. К слову, площадь города-курорта 5 426 гектаров.
Через год, после того как Скоморохин выпустил постановление, агропредприятие зарегистрировало право собственности на объекты недвижимости, которые находились на этой земле. Это, в частности, здания бригад, складов и конюшни. Правда, уже тогда всё было разрушено и, вероятнее всего, не использовалось.
Проходит время, наступает 2009 год. И вот тогда «Винсадское» переходит к завершающей фазе операции по завладению городской землёй. Компания приобретает участки, предоставленные в пользование по очень льготной цене, ведь формально там находятся объекты недвижимости (брошенные бригады, склады и другое). «Винсадское» платит символические 12,3 млн рублей. Деньги и по тем временам за такую недвижимость смешные. Дело в том, что территория просто огромная, на ней вполне мог расположиться бы небольшой город. Сейчас в этом районе участок под ИЖС продают от 1,6 млн рублей за сотку, а «Винсадское» получило более 765 гектаров, примерно 15% от площади Ессентуков.
Житель Кавминвод Виталий Бевзов уверяет, что кадастровая стоимость земли, которую «Винсадское» получило за 12,3 млн рублей, в ценах 2009 года была 407,2 млн рублей.
Более того, добавляет Бевзов, компания могла купить по льготной цене только землю, на которой находится недвижимость: дворы бригад совхоза, а это всего лишь
5,8 гектара. На момент выкупа «Винсадское» их не использовало, строения были разрушены, что видно на спутниковых снимках, подчёркивает Бевзов.
Продал сам себе
Дальше происходит следующее. Землю, которую агропредпритие купило у мэрии по бросовой цене, делят на несколько участков, потом делят ещё и ещё.
В 2011 году администрация Ессентуков своим постановлением переводит сельскохозяйственные земли в другую категорию. Теперь на этой земле можно строить. Участки одним росчерком пера чиновников стали зонами малоэтажной и многоэтажной жилой застройки.
В 2012 году на одном из таких участков появляется жилищный комплекс «Радужный». Как раз на месте, где был двор одной из двух бригад, с помощью которых землю выкупили за бесценок. Этот ЖК строила фирма «Ренессанс», её совладельцем был Сергей Кривашеев. Это нынешний руководитель «Винсадского», в тот момент агропредприятие возглавлял его отец, Алексей Кривашеев. Так что семья Кривашеевых смогла заработать не только на земле, которую получил «Ренессанс», но и на строительстве и продаже квартир в многоэтажках. Жильё, судя по всему, разлетелось как горячие пирожки.
«Радужный» сейчас явно не пустует, потому что машинами и в будни заставлен весь двор.
Интересно, и как досталась земля «Ренессансу». Сначала «Винсадское» продаёт участок отцу подруги Сергея Кривашеева за 1 млн рублей. Тот – за тот же миллион – самому Кривашееву, а Кривашеев – уже за 1,1 млн рублей – своей строительной компании.
То есть предприниматель поступил верно по всем законам бизнеса: меньше трат – больше прибыли. Правда, возможно, неправильно с точки зрения законов Российской Федерации.
Не овощи, а коттеджи
Рядом с ЖК «Радужный» находится посёлок «Восточный». Микрорайон, конечно, нельзя назвать местной Рублёвкой, но место тут неплохое: рядом трасса, легко можно добраться до Пятигорска, а до Ессентуков – вообще рукой подать. Посёлок меж тем от дороги в отдалении, так что тут будет тихо. Будет, потому что сейчас на участках идёт стройка – урчат бетономешалки, жужжат болгарки, покрикивают на подсобных рабочих мастера.
Дома сейчас растут там, где должны бы расти пшеница или овощи. Эти поля могли бы обеспечивать сырьём мечту Сергея Кривашеева – пищевой комбинат. Но что выросло, то выросло: нет ни комбината, ни полей, хотя все условия для сельского хозяйства тут когда-то были.
Дело в том, что здесь была мелиоративная система: её создали в советское время, а «Винсадское» поставило на кадастровый учёт в 2019 году. Сейчас каналы сохранились частично, и, судя по её внешнему виду, система не функционирует. Каналы поросли травой и камышом, трубы забиты. И если раньше мелиоративная система впадала в небольшую реку, то сейчас бетонные желоба обрываются в полях. Так, земли, которые были поливными, сейчас явно таковыми не являются. Почему? Ну, например, потому что часть канала идёт по посёлку Восточному, и даже представить, что землю здесь поливают с помощью мелиоративной системы, затапливая дома жителей, невозможно в принципе.
Виталий Бевзов говорит, что раньше канал мелиорации шёл и вокруг «Радужного», потом же его застроили. И самое главное – приватизировать системы мелиорации нельзя. Это госсобственность. Так что «Винсадское» могло выкупить землю неправомерно.
Хороша у нас бригада!
В упадок пришла не только система мелиорации. На месте тех объектов, за счёт которых «Винсадское» получило землю по очень льготной цене, практически ничего не осталось. Не видно конюшен, складов. Здание бригады сейчас используют явно не сотрудники «Винсадского». Это, по сути, большой сарай, который облюбовали местные «кочевники». Они поставили там сбитый из грубых досок длинный стол, в другой комнате – кровать, даже стиральную машину откуда-то притащили...
Но следы присутствия человека здесь разве что в этой обжитой заброшке, да и в развешанном белье рядом. Вокруг – только трава и камыш.
Ну и как память о былом процветающем советском колхозе рядом с заброшенным зданием стоит ржавый остов трактора, который местные обитатели почему-то ещё не сдали на металлолом.
Только четыре участка
Между тем, как и во всём крае, в Ессентуках власти должны предоставлять бесплатные участки участникам СВО. Причём с недавних пор такое право есть не только у защитников Отечества, которые окончили службу, но и у тех, кто ещё выполняет боевые задачи, у членов их семей. Так что потребность в земле есть.
По словам главы минимущества Ставропольского края Александра Мясоедова, землю для участников СВО должны выделять именно муниципалитеты.
Узнать у мэрии Ессентуков, где именно в городе-курорте собираются давать участки бойцам, пока не удалось. В очереди на их получение сейчас стоят 20 человек.
Конкретного ответа от администрации города не было. В мэрии заявили лишь, что в этом году планируют выделить четыре участка. Сейчас, по данным чиновников, направлены запросы в коммунальные организации «с целью получения возможности подключения к сетям газо-энергоснабжения, а также водоснабжения».
«Земельные участки предоставляются в густонаселённых районах», – отметили в мэрии, не уточнив, в каких именно.
7 ноября 2025 года

Педагог из Невинномысска Анастасия Пономаренко – яркая звёздочка на учительском небосклоне Ставрополья
Ставрополье стало участником Всероссийской экоакции в защиту воробьёв

Путешествие ставропольца в Геленджик: новый аэропорт, идеальные пляжи и бархатный сезон

«Дорога-2025» в Ставропольском крае: на пути к полному импортозамещению

Без мусорного коллапса: региональный оператор стабилизирует ситуацию на Кавминводах








