15:54, 17 апреля 2025 года

Инфляция на Ставрополье: почему товары продолжают дорожать

Инфляция по-прежнему остается довольно чувствительной для кошельков многих ставропольцев. Объяснение происходящему есть.

Ситуация в экономике уже долгое время складывается таким образом, что спрос остается выше предложения. И в этих условиях производители пользуются возможностью переносить
свои возросшие издержки в цены – проще говоря, они уверены, что и подорожавшие товары и услуги все равно найдут покупателя. Основным инструментом для регулирования инфляции служит

ключевая ставка.

О том, почему который месяц она остается высокой, работают ли предпринимаемые меры и можно ли в перспективе ждать торможения инфляции, мы беседуем с управляющим ставропольским отделением Южного ГУ Банка России Георгием Тикуновым.

- С октября прошлого года Банк России сохраняет ключевую ставку на уровне в 21%. И судя по сигналам, в ближайшей перспективе ожидать серьезных послаблений не стоит. Хочется понять, что именно влияет на такие решения регулятора.

- Инфляция продолжает расти. И в частности на Ставрополье ее уровень зачастую выше среднероссийского – в крае по итогам февраля в годовом сравнении она составила 12%, тогда как по стране этот показатель на уровне 10%. Очевидно, у экономики (и здесь у каждого региона своя специфика) пока нет возможности в полной мере удовлетворить текущий спрос потребителей. Такое положение дел называется «перегревом».

Как раз для того, чтобы сбалансировать ситуацию, применяется ключевая ставка. Очень упрощенно схема выглядит следующим образом. При росте ставки темпы кредитования замедляются, и в сферу потребления нет большого притока новых денег, тогда как доходность банковских вкладов возрастает. Соответственно, у населения и бизнеса становится меньше стимулов занимать и тратить, фокус смещается на сбережение денег. В результате спрос закономерно охлаждается, и цены растут медленнее.

По цифрам уже заметно: прирост кредитования явно замедлился, а вот объемы банковских депозитов продолжают расти. Нынешние ставки действительно позволяют получать ощутимый доход.

- Понятно, что инфляция для каждого своя – в зависимости от образа жизни, достатка и других факторов. Тем не менее, Георгий Алексеевич, внимание большинства сфокусировано на продуктовых ценниках. Какие тенденции здесь можно отметить?

- Наиболее существенное подорожание, действительно, мы фиксируем в продовольственном секторе, по итогам февраля годовой темп прироста цен достиг 15%. Так, больше всего за предыдущие 12 месяцев подорожали сливочное масло, овощи и фрукты, рыба. Выросли цены на мясопродукты и кондитерские изделия. В каждой отрасли для этого есть свои объективные причины, но вместе с тем очевидно, что производители продолжают перекладывать в цены возросшие затраты на сырье, упаковку и зарплаты персоналу. Хотя не могу не сказать, что по некоторым товарным позициям на Ставрополье цены снизились – например, это куриные яйца.

Не обойду вниманием и непродовольственные товары, так как уже фиксируются разнонаправленные векторы. В частности многие ставропольцы могли заметить, что гаджеты и некоторая техника наконец перестали усиленно дорожать и кое-что даже дешевеет. Да и на подержанные иномарки цены снизились, если сравнивать год к году.

- Вопрос из разряда обывательских. Вы сказали о высоком спросе на товары потребления, что как раз оборачивается ростом цен. Но разве можно его снизить в каких-то больших и чувствительных для страны масштабах, если говорить в отношении продуктов или других товаров, необходимых для нормальной жизни среднестатистической семьи?

- Вот тот спрос, о котором вы говорите, как раз снижать и не нужно. Это естественно, что каждый из нас старается «закрывать» свои потребности, включая качественное питание, медицинское обслуживание, дополнительное образование детей и т. д. В семье рождается новый ребенок – безусловно, траты и объемы покупок становятся больше.

Но речь об инфляционных ожиданиях - о том, что, опасаясь завтрашнего подорожания (которого может и не быть!), люди покупают больше каких-то товаров уже сегодня. Мол, пусть будет про запас. У кого-то это макароны, растительное масло и гречка, у других – бытовая техника, мебель или даже недвижимость. Далеко не всегда эти покупки действительно нужны. Но по факту мы видим, что спрос продолжает давить на предложение.

Тенденции к снижению инфляционных ожиданий населения есть, но это не быстрый процесс.

- Насколько значимую роль в показателях инфляции на Ставрополье играет высокая посещаемость туристами региона Кавминвод? Также нельзя обойти вниманием и тот факт, что в край приезжают за некоторыми услугами и товарами жители из республик СКФО.

- Да, это тоже факторы для перегрева, для формирования избыточного спроса, который пока не может быть в полной мере удовлетворен. На Ставрополье производятся и продаются товары и услуги, за которыми едут люди из соседних регионов Северного Кавказа. Их интересуют крупнейшие вещевые рынки, автосалоны, торговые центры, медицинские и образовательные услуги.

Наряду с этим в растущей инфляции и потребительской активности находит отражение и высокий турпоток. И речь не только об отдыхающих в санаториях Кавминвод. В нынешних реалиях в крае вынуждены бывать транзитные пассажиры, которые перемещаются через наши аэропорты в другие регионы юга страны. И если говорить в целом, это часто непрогнозируемые объемы, что позволяет бизнесу пользоваться ситуацией и порой завышать цены.

Чтобы цены не росли, необходимо расширять предложение услуг, нужна свободная рабочая сила и инвестиции в инфраструктуру. Регион в этом направлении активно развивается – строятся новые санатории, гостиницы, кафе и рестораны, проведены реконструкции аэропортов. Инфраструктура продолжает подстраиваться, и как только она станет адекватной нынешней нагрузке курортов, ситуация должна сбалансироваться, и уже не будет такого давления спроса на предложение.

- Банк России при определении размера ключевой ставки действует на охлаждение разогретого спроса. Как вообще понять, что предпринимаемые меры работают, если цены в магазинах растут?

- Да, текущий уровень инфляции для нашей страны достаточно высок, в таких условиях по-прежнему непросто и предприятиям, и населению строить финансовые планы. Но эффект есть, достигнутая жесткость денежно‑кредитных условий создает предпосылки для замедления инфляции в обозримой перспективе. Повторю, мы фиксируем, что рост кредитования замедлился, а склонность к сбережениям выросла. Сейчас намного выгоднее отказываться от спонтанных трат. И ставропольцы, в частности, заметно нарастили объем своих средств на банковских счетах. Появились признаки охлаждения спроса, в частности на товары длительного пользования. И самое главное – помесячно стали медленнее расти цены.

Но для того чтобы Банк России приступил к снижению ключевой ставки, эти треки должны «заякориться», приобрести устойчивый характер, на что может потребоваться несколько кварталов. Хотя понятно, что экономика не застрахована и от внутренних, и от внешнеполитических шоков.

- В текущей ситуации в какие сроки Банк России прогнозирует возвращение инфляции к целевому уровню? И какие решения для этого могут быть предприняты?

- По нашим прогнозам, проводимая денежно-кредитная политика позволит снизить годовую инфляцию к уровню 7 ‑ 8% к концу 2025 года и 4% в 2026 году. Жить без инфляции нельзя, и это как раз наиболее комфортный уровень, который позволит бизнесу развиваться, а потребителю не ощущать особо рост цен.

Для достижения цели по инфляции потребуется продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике. Банк России продолжит анализировать скорость и устойчивость снижения инфляции и инфляционных ожиданий. Если динамика дезинфляции не будет обеспечивать достижение цели, Банк России рассмотрит вопрос о повышении ключевой ставки.

  • По данным на 1 марта 2025 года, на Ставрополье обязательства граждан перед банками по потребительским кредитам выросли почти до 257 млрд рублей, прибавив за год всего 2% (в феврале 2024 года годовой прирост составлял более 19%).
  • Ипотечный рынок в регионе также рос в начале года менее активно. В январе-феврале банки выдали ставропольцам жилищных кредитов на 4,5 млрд рублей. Эта сумма существенно меньше, чем в аналогичном периоде 2024 года - на 53%.
  • За последние 12 месяцев срочные вклады жителей края выросли более чем на 30%. В десяти крупнейших банках максимальная ставка по рублевым вкладам в марте превышала 20% годовых. По данным на 1 марта 2025 года, банки привлекли от жителей региона почти 515 млрд рублей (без учета средств на счетах эскроу). На рублевые сбережения приходится около 98% привлеченных средств.
Юлия ПЛАТОНОВА
««Перегрев» – дело временное»
Газета «Ставропольская правда»
18 апреля 2025 года