Транспортная реформа на Ставрополье: скорость плюс комфорт
Обеспечение качества пассажирских перевозок - одна из актуальных задач исполнительной власти края. О переменах и новациях в этой сфере, а также перспективах воздушных гаваней региона, реализации программ благоустройства рассказывает министр дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Евгений Штепа.
- Евгений Викторович, в последнее время миндору пришлось вплотную заниматься пассажирскими перевозками. С 2020 года эта тема в Ставрополе и Пятигорске перешла в зону ответственности вашего ведомства, а не муниципалитетов, как было раньше. Общественники назвали это громко: «транспортная реформа». Это справедливо, если судить по масштабу перемен.
- Да, краевое ведомство приняло на себя обязательства по развитию транспортного обслуживания населения по муниципальным маршрутам двух столиц - края и СКФО. Необходимые для этого мероприятия реализуются в рамках государственной программы Ставропольского края «Развитие транспортной системы».
- Итак, ваши оценки? Вы довольны уже сделанным?
- Чтобы быть довольным на сто процентов, надо чтобы результатами перемен были полностью удовлетворены пассажиры. Пока об этом рано говорить. Без жалоб не обходится. Но это понятно, транспортная реформа находится в процессе реализации. Многое еще предстоит сделать.
- И тем не менее, по отзывам ставропольчан, уже сегодня ситуация достаточно улучшилась.
- Безусловно. Третий год министерство занимается этой проблематикой. Обновлен парк транспортных средств. На линию вышли автобусы среднего класса. Думаю, все пассажиры согласны с тем, что на них передвигаться по городу намного комфортнее. Сегодня в краевой столице курсирует по действующим маршрутам 280 автобусов среднего класса. Доступной стала безналичная форма оплаты. Улучшена схема движения по ряду маршрутов, открыты новые маршруты. В частности, теперь проще добраться с юго-запада на северо-запад краевой столицы. Пассажиры, которым приходилось делать как минимум одну пересадку, могут сегодня доехать до места прямым назначением.
Но одномоментно сделать все, как вы понимаете, невозможно. Если говорить языком транспортников, мы находимся в пути. В силу экономических обстоятельств не получилось пока решить всех поставленных задач по замене подвижного состава. У некоторых перевозчиков не хватило средств, и часть транспортных средств временно пришлось вернуть лизинговой компании.
Но процесс по улучшению качества работы транспорта не остановлен, он продолжается. В частности, большие планы по развитию экологически чистого транспорта. Для Ставрополя с его интенсивным движением на дорогах эта тема особенно актуальна. Правительством РФ краю одобрен бюджетный кредит в размере 1,53 млрд рублей на закупку 45 троллейбусов с автономным ходом для города Ставрополя. В соответствии с поручением губернатора Владимира Владимирова работа по привлечению этих средств будет осуществлена в 2023 году. Программа по обновлению парка рассчитана на 2024 год.
Итак, это будут современные машины с автономным ходом, что позволит на 35-40 процентов удлинить маршрут, не тратясь на создание дополнительных контактных сетей. Сэкономленные средства облегчат задачу модернизации эксплуатируемых сетей, которые давно нуждаются в дополнительном внимании.
Также для пополнения не только троллейбусного, но и автобусного парка ГУП СК «Крайтранс» подало заявку по программе льготного лизинга для приобретения 50 автобусов большой вместимости. Это также решение вопросов доступности удаленных от центра жилых микрорайонов, в том числе строящихся. Транспортная инфраструктура должна развиваться одновременно со строительством новых кварталов. Такая задача поставлена губернатором Владимиром Владимировым.
С получением дополнительного электротранспорта и автобусов большой вместимости удастся сократить транспортный поток, пересмотреть маршрутную сеть, приспособив ее в большей степени к нуждам пассажиров. И плюс комфорт, конечно. В большом автобусе всегда удобнее передвигаться по городу. Кроме того, этот транспорт обеспечивает доступную среду для инвалидов, мамочек с колясками, людей почтенного возраста.
- Отдельного разговора заслуживает такой раритетный вид транспорта, как трамвай, продолжающий обслуживать жителей и гостей Пятигорска. Какие здесь перспективы?
- В России только три города, где трамвайная колея особая, более узкая, чем стандартная. Такие сохраняются еще только в Калининграде и Евпатории. Соответственно, и подвижной состав нужен особый, с более узкой базой для поворотных шасси. Заводу-изготовителю необходим заказ на крупную партию таких вагонов, чтобы перенастройка производственных линий была рентабельной.
В рамках формирования новой федеральной целевой программы по развитию городского наземного электрического транспорта в субъектах РФ нашим министерством в Минтранс России направлены предложения на приобретение 50 новых трамваев для города-курорта Пятигорска на общую сумму 3,75 млрд рублей. Также в настоящее время совместно с краевым министерством экономического развития формируется заявка на предоставление казначейского кредита на реализацию (в рамках инвестиционного проекта «Строительство микрорайона «Западный») инфраструктурного проекта «Комплексное развитие городского наземного транспорта в г. Пятигорске» на общую сумму 4,038 млрд рублей.
Трамвайные пути в Пятигорске также требуют ремонта. Но эта проблема уже решаема благодаря изменениям, внесенным в краевое законодательство. Теперь есть возможность осуществлять ремонт дорожного полотна одновременно с трамвайными путями за счет средств краевого дорожного фонда. Ответственность за решение этих задач возложена губернатором на краевой миндор и администрацию города-курорта. Обследование путей уже начато ГУП СК «Крайтранс». В течение 2023 года должны быть подготовлены дефектные ведомости. В планах начать ремонтные работы уже в следующем году. Поскольку краевых средств будет недостаточно, придет помощь из главной казны. В этом году должна быть рассмотрена на федеральном уровне заявка о выделении финансирования на эти цели в 2025 - 2026 годах.
- На мартовской прямой линии губернатором Владимиром Владимировым была поставлена задача по созданию оптимальной модели организации межмуниципальных перевозок. В первую очередь проблематика связана с нерентабельными маршрутами, от обслуживания которых отказываются частные перевозчики.
- На заседании правительства края губернатор Владимир Владимиров дал поручение нашему ведомству и Региональной тарифной комиссии произвести расчеты стоимости отдаленных перевозок. Это касается прежде всего населенных пунктов, удаленных от центра округов и краевой столицы. Пассажиропоток на таких маршрутах невелик и, соответственно, это делает их экономически убыточными. Перевозчики от такой работы отказываются. До 1 июня совместно с РТК мы должны подготовить предложения, как перевести подобные перевозки на регулируемый тариф. Если губернатор и правительство края одобрят наши расчеты, будут решаться вопросы о выделении дополнительных средств из краевого бюджета на компенсацию выпадающих доходов.
Учитывая предложения, полученные от муниципальных образований края, в настоящее время нашим министерством формируется заявка для участия по предоставлению казначейского кредита субъектам РФ на реализацию инфраструктурных проектов - в данном случае речь идет о приобретении 70 новых автобусов средней вместимости для транспортного обеспечения населения отдаленных сельских территорий. Предварительные предложения уже направлены в Минтранс России. В случае положительного решения далее будут проработаны и представлены предложения по организации закупки необходимых ТС и передаче их муниципальным образованиям края.
В настоящее время работаем над логистикой пассажирских маршрутов, думаем, как лучше выстроить сообщение с учетом экономической составляющей и интересов населения в тесной связке с главами округов. Для каждого округа должна быть выработана единая политика развития транспортной доступности.
- Евгений Викторович, а что с идеей выделения в отдельную структуру министерства транспорта? Такая реорганизация была озвучена на прямой линии главой края.
- Поручение от губернатора есть. Вопрос с повестки не снят. Работаем над этим. По итогам проведенного анализа будет принято окончательное решение.
- Как обстоят дела с обновлением аэропортов в Ставрополе и Минводах?
- В аэропорту Ставрополя реализуется проект по созданию нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий. Работы уже ведутся. Сдача объекта в эксплуатацию запланирована на первый квартал 2024 года.
Для улучшения качества обслуживания, комфорта и безопасности пассажиров началось строительство нового современного терминала внутренних воздушных линий Международного аэропорта Минеральные Воды площадью 28,5 тыс. кв. м. Новое трехэтажное здание аэровокзала будет обладать пропускной способностью более 3,2 млн пассажиров в год, оборудовано пятью телетрапами, высокотехнологичными системами обработки багажа, регистрации, досмотра, безопасности, поддержания микроклимата. Завершение работ запланировано на начало 2025 года.
- Какие основные объекты благоустройства в рамках регионального проекта по формированию комфортной городской среды сданы в прошлом году? Каковы планы на этот год?
- Региональный проект формируется на основе федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», реализуемого с 2018 года в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом РФ Владимиром Путиным. Федеральные деньги на эти цели используются на условиях софинансирования из краевого и местных бюджетов. Необходимо отметить, что из сданных и реализуемых объектов благоустройства очень многие «прописаны» в сельской местности. Это установка губернатора и правительства края.
За годы реализации проекта в Ставропольском крае благоустроено 958 общественных и 283 дворовые территории. Среди самых масштабных объектов – парковая зона на улице Центральной станицы Суворовской Предгорного округа, зона отдыха с детской площадкой в парке села Китаевского в Новоселицком округе, парковая зона по ул. Карла Маркса в селе Птичьем Изобильненского округа, вторая очередь Аллеи любви в Железноводске, бульвар Мира в Невинномысске и бульвар имени Ивана Щипакина в Ставрополе.
В 2023 году субсидия на благоустройство общественных территорий распределена 12 муниципальным образованиям края. Совместно со смежными краевыми программами предстоит обновить 172 общественные территории. Кроме того, ежегодно лучшие проекты от нашего региона становятся победителями Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений. В 2021 году выиграл конкурс проект «Пешеходная зона по ул. Советской в г. Минеральные Воды» стоимостью более 161 млн рублей. Лидером в конкурсе 2022 года признан проект Изобильненского городского округа «Благо-устройство пешеходной зоны по ул. Ленина в г. Изобильном» стоимостью 165 млн рублей. Реализацию обоих проектов планируется завершить до конца этого года.
Работы по обновлению популярных общественных территорий отвечают запросам местных жителей, которые ежегодно принимают участие в выборе объектов благоустройства на будущий год. В этом году рейтинговое голосование уже стартовало и продлится до 31 мая. По его итогам будет определен перечень проектов, реализуемых в 2024 году.
3 мая 2023 года