Ставропольский театр драмы открывает новый сезон 16 сентября
Приятная новость для ставропольских поклонников Мельпомены - непривычно рано, 16 сентября, открывает новый творческий сезон Ставропольский академический театр драмы им. М.Ю. Лермонтова.
О новом сезоне рассказывают исполняющая обязанности директора театра Полина Лыкова и художественный руководитель коллектива заслуженная артистка России Ирина Баранникова.
- Открытие сезона на целый месяц раньше обычного – это настоящий подарок для театралов…
П. Лыкова: Причем наш 177- й сезон будет интересным и насыщенным. Начинаем мы его с действующими сегодня ковидными ограничениями: идущие в театр должны понимать, что это будут защитные маски, будет измерение температуры, будут QR-коды. По количеству зрителей в зале, согласно последнему постановлению, – 500 человек, для нас это почти полный зал. Так что пока все нормально. Нам и самим немного непривычно открывать сезон в сентябре, но так как прошлый сезон был очень коротким и зрители уже в нетерпении, истосковались, загрустили, да и мы тоже, конечно, скучаем по зрителю, решили открываться.
- Значит, силы чувствует коллектив!
И. Баранникова: Недаром сезон открывается тремя премьерами подряд – обойма целая! Представляете, как мы соскучились, если работаем в таком плотном режиме! Три новых спектакля в афише сентября – «Любовь? Любовь… Любовь!», «Лодочник», «Брак по-итальянски». Первый объединяет две чеховские вещи – «Медведь» и «Предложение»: постановщик заслуженный деятель искусств России Валентин Бирюков делает спектакль в жанре водевиля, и нас ожидает настоящая феерия! «Лодочника» поставил приглашенный режиссер и актер московского театра Et Cetera Иван Косичкин, а «Брак по-итальянски» - новая версия известного сюжета, поставленная народной артисткой России Натальей Зубковой в конце минувшего сезона, этот спектакль широкий зритель еще не знает.
- Да, настрой чувствуется боевой, зрителю остается только проявить активность…
П. Лыкова: Хочется встать на нормальные творческие рельсы! Помимо раннего старта сезона уже в начале октября планируется очень важное для нас мероприятие – обменные гастроли с Пятигорской опереттой. Если они к нам иногда приезжали с одним-двумя спектаклями, то мы вообще у них не были десять лет. Казалось бы, рядышком живем, все свои, но как-то так жизнь складывалась, что не получалось. Повезем мюзикл «Дубровский», спектакли «Красотка и семья», «Дон Жуан, любовь моя», сказку «Алиса в Стране чудес». Пятигорчане в Ставрополь привезут спектакли «Прекрасная Елена», «Свадьба с генералом», «Графиня Марица» и сказку «Снежная королева». Поэтому приглашаем всех к нам и здесь, и в Пятигорске. Все-таки нужно дружить театрами. А в Ставрополе оперетту очень любят, ждут и тепло принимают.
- Да и публика Кавминвод наверняка не прочь посмотреть хорошую драму.
П. Лыкова: И мы надеемся, что у нас все хорошо сложится несмотря на нынешнюю ситуацию, ведь зритель еще немного побаивается ходить в театр. Но как показал прошлый сезон, поначалу после снятия ограничений было сложно вытащить людей из дому, но потом они как-то сами разогрелись и пошли очень активно.
- А по краю тоже будете продолжать поездки?
П. Лыкова: Обязательно, мы уже сейчас это делаем, показываем концерты «Виват, театр!», практически каждый день выезжаем – Михайловск, Новомарьевка, Арзгир, Новоселицкое, Новопавловск… Стараемся охватить все районы края. А в октябре уже начнутся выездные полноценные спектакли – «Ночь святого Валентина», «Детектор лжи», «Боинг-боинг». Ряд выездных спектаклей войдет в программу «Пушкинская карта», и хотя масштабные классические постановки в отдаленные районы вывезти проблематично, выход найден – в нее включены «Дон Жуан, любовь моя» и «Дубровский». Мы и в дальнейшем будем учитывать параметры «Пушкинской карты» при формировании репертуара, поскольку она и молодому зрителю, и театру дает хорошие дополнительные возможности.
- Думаю, ставропольскому зрителю будет любопытно увидеть постановку московского режиссера «Лодочник».
И. Баранникова: Такая встреча у нас произошла по рекомендации Натальи Павловны Зубковой, которая увидела эту постановку в театре Et Cetera. В основе сюжета - нестандартная история, которая цепляет, заставляет разгадывать некие авторские загадки, не столь может быть замысловатые, но зритель любит открывать неоднозначность. Режиссер молодой, нестандартно мыслящий, и драматург очень интересный, увы, ее уже нет… В пьесе привлекает оригинальная структура драматургии: простая фабула, но рассказанная свежим языком. Спектакль коротко можно охарактеризовать как притчу с мифологическим отсылом, своего рода сказку для взрослых. Плюс на сцене живая музыка, результат нашего сотрудничества с концертным объединением «Аккорд». Иван Косичкин не только сам приезжал в Ставрополь работать с нашими актерами, но и привозил автора музыки Гранта Каграманяна и аранжировщика, которые очень напряженно и мощно поработали со ставропольскими музыкантами.
- Труппа в новый сезон входит в полном составе?
П. Лыкова: Слава богу, все на месте. Произошли замены актеров в ряде спектаклей, например, Игорь Барташ введен в «Боинг-боинг», новая роль у него в «Энергичных людях», кстати, его можно поздравить с присвоением звания заслуженного артиста России! В «Ночные забавы» введен артист Илья Калинин. И знаете, с изменившимся составом получились фактически совсем новые спектакли. Очень хорошо проявляет себя наша молодежь, некоторые уже пошли на главные роли, например Александр Сухарев в «Медведе» и Дарья Симанкина в «Ночных забавах». К новой работе приступила Наталья Павловна Зубкова: она ставит психологическаий спектакль «Жестокий урок» Валентина Красногорова для Малой сцены. Валентин Валентинович Бирюков тоже для Малой сцены сделает «Посадить дерево» Алексея Житковского на вечную тему отцов и детей. А в начале 2022 года Ирина Анатольевна Баранникова приступит к «Трем товарищам» Ремарка.
- Почему Ремарк, чем он привлек и чем может быть интересен современному зрителю?
И. Баранникова: Меня трогает тема молодых людей – представителей межвоенного поколения, уже хлебнувшего войны, знающего, что такое зарождающийся фашизм, откуда он взялся и как вырос в монстра, уничтожившего столько народа... Хочется донести зрителю мысль: оглядываясь на прошлое, надо понимать, что зло возникает незаметно, но упускать его нельзя, опасно!.. Герои Ремарка - мальчишки, вышедшие из окопов, пытаются противостоять злу... А на фоне этого чудом живет любовь – хрупкая, короткая, на которой, вообще-то, держится мир.
- Театр таким образом пытается по разным тематическим направлениям воздействовать на зрителя…
И. Баранникова: Мы ставим себе еще и такую особую задачу: охватить аудиторию «взрослых детей» - от 14 до 18-20 лет, которая часто остается «вне зоны». А поскольку репертуар нашего театра включает самые разные жанры, от классической драмы до романтического мюзикла, это поможет сформировать аудиторию, пока нами не охваченную. Имею в виду подростковый сектор – юных людей, уже начавших самостоятельно думать, уже способных делать выбор. Театр может сориентировать их, укрепить их сознание позитивными базовыми ценностями. Смотрите, сколько всего им предлагает, например, TikTok. И нам надо тоже что-то им предлагать. Брать хорошую приключенческую литературу… И классику лучшую обязательно - Пушкин, Лермонтов, Чехов. И обращаться к хорошим, крепким, умным режиссерам, приглашать их на постановки.
- Ирина, в «Браке по-итальянски» у вас главная роль, образ достаточно известный публике, а какой вы ее хотели сделать?
И. Баранникова: Строили свою историю - страстную, настоящую, искреннюю. Спектакль силен опять же вечными ценностями, которые меня глубоко волнуют, – семья, дети… А еще и темперамент героини такой, что можно размахнуться широко, от всей души!
- Ну а проблемы какие-то у театра тоже имеются, куда же без них культуре?
П. Лыкова: Наверное, лишь то, что еще пока не совсем встали в нормальную финансовую колею, но критической ситуацию не назовешь. Потихоньку стараемся что-то приводить в порядок, на что хватает средств, вот недавно обновили полностью гримерный цех. Сложно бывает, но выкручиваемся. И не такое видели! Лишь бы господин Ковид опять не навредил… Но – думаем о будущем: обсуждаются возможные гастроли, в частности с Омском и Крымом, на 2022 год. Конечно, хотели бы вновь побывать в нашей дружеской Белоруссии, где нас знают, но ситуация пока остается нестабильной в плане наполняемости зала. Для театра важна и фестивальная работа, поскольку каждая поездка дает взгляд со стороны, непредвзятые оценки. Например, на фестивале в Нальчике мы услышали мнение столичных экспертов, и это очень полезно и ценно для нас. Мы открыты всем интересным творческим предложениям.
15 сентября 2021 года