Под чужую дудку
Президент Владимир Путин подписал закон о признании иностранными агентами граждан, которые получают из-за границы финансирование на политическую деятельность. К числу других важных нормативных документов, утверждённых недавно главой государства, можно отнести поправки к закону, регулирующему проведение массовых акций — митингов, демонстраций и т. д. В частности, накладывается запрет на финансирование митингов иностранными государствами, а журналистам, освещающим протесты, теперь запрещено принимать непосредственное активное участие в таких акциях. В какой степени оправданы такие меры, особенно на фоне разного рода «цветных» революций и событиях в Беларуси и массовых беспорядках в США? Комментирует известный в регионе эксперт Роман Савичев, Герой труда Ставропольского края, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ».
- Уже не секрет, что так называемые «цветные» революции, прокатившиеся на территориях многих стран постсоветского пространства, а также на Ближнем Востоке и в Африке, щедро финансировались из-за рубежа, в основном США, - отмечает Роман Савичев. - Достигая своих целей с помощью взращённой «пятой колонны», агентов влияния, подкупа, а иногда и просто путём вооруженного вторжения, они утверждали, что несут миру демократию. Хотя настоящая их задача в другом: посадить марионеток во главе «отдемократизированных» государств, захватить их ресурсную базу — нефть, газ, лес, золото и построить военные базы, чтобы контролировать ситуацию в регионах.
Технологии «цветных» революций давно отработаны до мелочей. Но там, где руководители «подопытных» государств вовремя спохватились и приняли контрмеры, экспорт демократии по-американски не проходит. Яркий тому пример — Беларусь. Да и Россия — тоже. Чтобы «раскачать» ситуацию в нашей стране, задействованы огромные ресурсы — финансовые, кадровые, технические, средства массовой информации, всякого рода санкции. Видные деятели оппозиции постоянно стажируются за рубежом, многие СМИ, фонды, НКО, получающие деньги на подрывную деятельность в России, до недавнего времени чувствовали себя весьма вольготно. Хотя, например, в тех же США иностранных агентов влияния загоняют в такие жесткие рамки, что те чихнуть лишний раз не могут. И не церемонятся чуть что — огромные штрафы или тюрьма.
Поэтому и нам нужно уметь эффективно защищаться. В этой связи хочу обратить внимание на недавно принятые законы. Президент Владимир Путин подписал ФЗ о признании иностранными агентами физических лиц, которые получают деньги на политическую деятельность из-за границы. К политической деятельности закон относит организацию публичных мероприятий, в том числе митингов и выборов, а также формирование политических убеждений с помощью такого тонкого «механизма», как проведение социологических исследований и опросов, и публикации их результатов. Кстати, статус иностранных агентов могут получить и иностранные журналисты, работающие на территории нашей страны, причем СМИ обязаны будут соответствующим образом маркировать их материалы. Этот закон запрещает гражданам, признанным иноагентами, занимать должности в муниципальных и государственных органах власти, участвовать в качестве кандидатов в избирательных компаниях, получать доступ к гостайне. Что же касается работающих без госрегистрации общественных объединений, финансируемых из-за рубежа, то их обяжут ежеквартально информировать Минюст об объёме и целях получения иностранных денег. За нарушение правил для иностранных агентов предусмотрено не только административная, но и уголовная ответственность.
Выше я упомянул о специальной маркировке для материалов иноагентов. Соответствующий законопроект уже принят Госдумой в первом чтении. В КоАП появятся новые составы правонарушений. За распространение в СМИ информации о гражданах-иностранных агентах, а также их материалов без маркировки предлагается штрафовать физические лица на сумму от 2 тыс. до 2.5 тыс. рублей, должностных — 4-5 тыс. рублей, а потолок для юрлиц составит 50 тыс. рублей. Наиболее крупные штрафы будут грозить некоммерческим организациям-иноагентам: за изготовление и распространение без маркировки информационных материалов (через СМИ или Интернет) должностных лиц накажут на 100 тысяч — 300 тысяч рублей, а юридических на 300 тысяч — 500 тысяч рублей.
Важное место в блоке недавних законов, препятствующих зарубежному вмешательству во внутренние дела России, занимают поправки в ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Закон Президент уже подписал, поправки вступили в действие. В соответствии с этим документом запрещается финансирование митингов иностранными государствами и гражданами, международными организациями или общественными движениями, НКО-иноагентами и анонимными жертвователями. Однако проведение санкционированных митингов могут финансировать законопослушные граждане и организации, не связанные с зарубежьем и не имеющие статуса иностранного агента. Но в этом случае, как гласит закон, все деньги должны перечисляться только в безналичном виде и только на счёт в российском банке, указанный в уведомлении на проведение митинга. Причём жертвователи должны будут предоставлять полные сведения о себе в платёжных документах.
Этот закон также ввёл новые требования к журналистам, освещающим акции протестов. Если коротко, то представители СМИ на таких мероприятиях должны лишь выполнять свою работу в качестве отстраненного наблюдателя, ни в коем случае не принимая активного участия в самих протестах (хотя в последнее время, что особенно характерно для западных СМИ, нередки случаи их прямого агрессивного участия в митингах и даже в провокациях). Этот закон запрещает журналистам скрывать отличительные знаки, им нельзя проводить агитацию в поддержку или против митингов, которые они освещают. Также запрещено использовать символику митингующих и «иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения».
Говоря о новом блоке законов, не могу пройти мимо акций протестов, организованных 23 января в ряде городов России, в том числе в Ставрополе сторонниками прозападного оппозиционера Навального, сидящего сегодня за решеткой по решению суда. Акции, цель которых освобождение Навального, были организованы с помощью соцсетей, причем главная ставка делалась на молодёжь, на подростков. Не буду спорить: в обществе есть запрос на более эффективную защиту в социальной сфере, в экономике, потому некоторые люди и вышли на улицы города. А нечистый на руку оппозиционер и его проблемы — дело десятое.
Вместе с тем замечу: кто хочет делать дело, ищет возможности, и сколько нужных краю инициатив уже реализовано в области волонтёрства, не счесть интересных и полезных для общества социальных проектов! В этом плане жители Ставрополья очень активны, добиваясь позитивных решений региональных властей в той же сфере экологии, в корректировке патентной системы. Но подчеркну, всё это делается в рамках правового поля — с участием в совместной работе правительственных и думских комиссий, рабочих групп, в судах, наконец. На мой взгляд, митинговый вариант протестов — не только малоэффективен, но и вообще деструктивен по своей сути. Тем более что митинг в Ставрополе не был санкционирован властями. Но опять же, я уверен, не из-за боязни мифических защитников Навального (многие пришли просто из любопытства), а чтобы не рисковать здоровьем и жизнями людей в период разгара пандемии коронавируса. И хотя шествие состоялось, но ведь никто не будет спорить, что число пришедших было каплей в море по сравнению с количеством ставропольцев, голосовавших на выборах «за» Президента, губернатора и поправки в Конституцию.
Особенно печально, что некоторая часть молодёжи, подростков «повелась» на призывы организаторов, рассылавших прямые инструкции через соцсети и обещавших отличную тусовку. В этой связи я да и многие ставропольцы солидарны с оценкой, сделанной в Instagram губернатором края Владимиром Владимировым, который назвал подлостью «втягивание детей во взрослые игры и противоправную деятельность». Поэтому не случаен законопроект, который недавно поступил в Правительство РФ и уже концептуально одобрен Следственным комитетом и Верховным судом. Этот документ предлагает вместо административной — уголовную ответственность (до 5 лет лишения свободы) за вовлечение несовершеннолетних в незаконные акции протеста. А за склонение подростков к организации массовых беспорядков будет «светить» до 10 лет колонии. Так что кукловодов, рекрутирующих подростковую «протестную» аудиторию с помощью компьютерной клавиатуры, заставят понять, что игры закончились...