Писатель и драматург Юрий Поляков: Русским народом надо заниматься...
- Юрий Михайлович, читающая публика высоко ценила вашу большую работу по восстановлению авторитета любимой миллионами «Литературки», и многим было жаль, что вы ушли с поста редактора.
- Газете я действительно посвятил 16 лет жизни. Пошел я туда сознательно, наблюдая перекос в освещении литературного и культурного процессов, который мы видели в 90-е годы: на передний план выпячивались деятели весьма сомнительные, а по-настоящему талантливые люди по политическим, национальным и прочим групповым мотивам оставались в тени. Могу сказать, что нам удалось снова сделать газету форпостом просвещенного традиционализма и патриотизма. Мы вернули читателям имена безусловно талантливых людей, не вписывавшихся в либеральный канон. От Валентина Распутина до Василия Белова… Однако со временем стало ясно: надо выбирать между газетой и литературой. Конечно, сегодняшняя «Литгазета» отличается от той, которой руководил я, она другая. Что ж, газеты и должны меняться - желательно в лучшую сторону! Меня в современной «Литературной газете» беспокоит появившееся желание ни с кем не ссориться. Всем быть приятными! Но газета, которая всем приятна, неприятна читателю! Вот в чем беда.
- Вы возглавляете общественный совет при Министерстве культуры РФ. Чем приходится заниматься и приносит ли удовлетворение эта, по сути, политическая деятельность?
- Совет является связующим звеном между министерством, аппаратом, и живым культурным процессом. Обсуждаем достаточно острые вопросы, если нужно, выходим на министра. Так было, например, с дискуссией по поводу судьбы оркестра «Баян»: нас встревожило исчезновение из культурного пространства этого легендарного названия. Замечу, к нашим рекомендациям министерство прислушивается.
- Вас всегда отличал свой взгляд на роль творческой интеллигенции в жизни страны, общества, мира. Как вы считаете, нынешняя творческая команда России справляется с ролью «властительницы умов и душ»?
- В 90-е годы на передний край культуры вышли люди, у которых был принцип: мы пришли в искусство самовыражаться, а как это увязывается с интересами общества, нам по фигу. Мы свободные деятели культуры, только финансировать нас не забывайте! Сегодня они, конечно, этот пофигизм выражают не так откровенно, как в 90-е, тем не менее власть именно на таких «мастеров» все время оглядывается. Мол, таланту многое прощается. Согласен. Однако о таланте речь идет очень редко, чаще - о нахрапистом самомнении. Конечно, свобода творчества необходима художнику, но любая свобода ограничена определенными табу. К примеру, если речь идет о национальной розни, о поощрении террористической деятельности, оскорблении, унижении чувств верующих... Вот режиссер выводит на сцену голого Христа… Пусть сам ты атеист, но ты оскорбляешь сидящих в зале верующих, для которых это кощунство. Ах, ты смелый? Почему же ни Моисея, ни Магомета нагими к рампе не выводишь? Боишься? Правильно делаешь. Все смельчаки резвятся вокруг незлобивого православия.
- Юрий Михайлович, у вас ведь немало сторонников…
- Да, но, к сожалению, власть у нас как-то очень трепетно относится к радикально-либеральной интеллигенции, а не худо бы поинтересоваться и взглядами интеллигенции патриотической. Логика, видимо, такая: дескать, патриоты никуда от нас не денутся, от Кремля. А вот либералов-западников надо держать «в вате»… Некоторые примеры меня возмущают: к юбилеям Чуриковой, Захарова, Волчек каждый из них получил высший орден страны. Доронина - нет. Разве Татьяна Васильевна, которая явно представляет государственно-патриотическое направление, меньше других сделала в культуре? На 100-летие Галича все каналы дали большие передачи... И я не против чествования Галича, сам в молодости его песнями увлекался (сейчас, правда, они меня не трогают). Но в эти же дни отмечали 100-летие Михаила Луконина, одного из самых ярких поэтов-фронтовиков. Практически ни звука! Или вот в Москве в центре города ставят памятник Ростроповичу, нет, не к круглой дате, просто так: кто-то дал денег. Что ж, действительно крупная фигура в исполнительском искусстве, но к 100-летию Георгия Свиридова не то что памятник не поставили, даже достойно не отметили. А ведь он вообще-то последний великий русский композитор ХХ века! Этот странный перекос не добавляет авторитета власти среди думающих людей.
- Должен ли творческий человек быть оппозиционным власти, чтобы сохранить «чистоту» и объективность своих творений? Или ему можно быть на службе, как это бывало в разные эпохи даже с великими, от Карамзина и Жуковского до наших дней.
- Дело в том, что есть оппозиция и оппозиция. Та часть наших интеллектуалов, с которой я постоянно полемизирую, они же в оппозиции не к власти. Они в оппозиции к русской государственности! Почувствуйте разницу! Быть же в оппозиции к власти в известной степени должен любой деятель культуры. Вспомните записки государям того же Державина, Карамзина о новой и старой России, да и советских писателей, например, письмо Шолохова Сталину о расказачивании… Таковы отечественные традиции. Когда мы видим, что власть поступает более или менее правильно, не надо все время толкать ее под руку. Но вспомним ельцинские времена: лично я тогда точно был в жесткой оппозиции. А когда пришел Путин, моя позиция стала гораздо мягче, я трижды был доверенным лицом Владимира Владимировича. Но хочу сказать: главная задача еще не выполнена - не ликвидирована чудовищная пропасть между богатыми и бедными. В стране сложилась ненадежная социальная конструкция. Будучи членом Президентского совета по культуре, я неоднократно выступал и на эту тему, и о роли интеллигенции. Довыступался! В новый состав я уже не вошел…
- Юрий Михайлович, в чем сегодня роль Союза писателей?
- Ремесло писателя стало маргинальным. Я не преувеличиваю, оно не вошло даже в многотысячный перечень профессий РФ. При советской власти именно писатели были главными деятелями культуры, всегда стояли на первом месте, и это правильно, потому что литература - базовый вид искусства. Все синтетические виды - театр, кино и др. - опираются на Слово. Надеюсь, СП вернет себе былое влияние. Мы же, не дожидаясь, создали Национальную ассоциацию драматургов, которую я возглавил. Это вызвано тем, что помимо всего прочего из структуры СП исчезло и существовавшее прежде объединение драматургов. Его не было 25 лет. И в репертуаре многих театров нет ни одной современной пьесы. Мы провели в прошлом году творческий конкурс «Автора - на сцену». Из 300 присланных работ выделили «золотую десятку», и авторы получили сертификаты на полмиллиона рублей на постановку этих пьес. Для областного театра приличные деньги (в отличие от Москвы, где на них не разгуляешься). И это вдохновило многих.
- Многие вспоминают вашу умную, острую программу на телеканале «Культура». Вы окончательно расстались с телевидением? И как бы оценили современное ТВ, особенно тележурналистику?
- Еженедельно готовить серьезную передачу - дело непростое. Это же не просто сесть и провести вялый круглый стол. Нужно собирать и обобщать огромный материал… Что касается тележурналистики, она слишком управляема, хотя я против и журналистики, совершенно отвязанной, которая с властью живет как кошка с собакой, это тоже неправильно. Даже ради рейтинга не надо вытряхивать грязное белье перед всеми. По-моему, серьезная ошибка считать, что, если в информационно-политической сфере должна быть какая-то согласованность, то в развлекаловке, фильмах, ток-шоу пусть делают все, что хотят. Это глубочайшее заблуждение! Общественное сознание формируется не информационными программами, а как раз тем, какие фильмы показывают, каких людей приглашают на шоу.
- Иногда раздаются предложения вывести культуру из рынка, поскольку она в принципе не может быть коммерческой. Но как совместить высокое искусство с безжалостной экономикой? Художник по-прежнему должен быть голодным?
- По большому счету, у нас культура в рынке разве только одной ногой стоит. Возьмите кино - все оно дотационное. Российских фильмов, которые сняты на привлеченные средства и самоокупились, почти нет. В основном все финансируется государством. Какой там рынок? Театры - то же самое. Мало кто существует за свой счет. Другое дело, что нет четких правил взаимоотношений государства и деятелей культуры. Нужна договоренность: там, где вы не разрушаете страну, общество, - пожалуйста, полная свобода. Но если вы переступаете красную черту и начинаете разрушать жизнь миллионов людей, давайте разбираться с каждым отдельно.
- Не назрела ли в сфере культуры реформа, хотя само по себе слово «реформа» несколько девальвировано?
- Культура - это непрекращающаяся преемственность, ее нельзя реформировать, это не система образования и не армия. Но дать в этой сфере равные возможности всем направлениям, прежде всего работающим на укрепление государства, на просвещение общества, на утверждение принципов нравственности, конечно, можно и нужно. У нас же до последнего времени все было с точностью до наоборот. Вспомните: шла большая дискуссия об уроках революции 1917 года, о ее причинах и результатах. А что делают за казенные деньги? Снимают фильм «Матильда», посвященный добрачной связи императора с балериной. Это что, главная проблема революции? Может, Кшесинская привела к штурму Зимнего? Потом выпускают на экраны третью экранизацию «Хождения по мукам» А. Толстого, где убирают весь социально-исторический фон революции. В итоге остается что-то вроде ленты «Сердца четырех» - Рощин, Катя, Даша, Телегин... А революция где-то там, боком прошла.
- Традиционный вопрос: над чем сейчас работает писатель Поляков, какие замыслы вынашивает, какие темы его волнуют более всего?
- Недавно у меня вышла большая книга-эссе «Желание быть русским» - о судьбах русских, о том, кто мы, как нам дальше жить и развиваться. Проблема сохранения русскости будет обостряться. И существует довольно влиятельный слой людей, которым вообще слово «русский» не нравится. С русским языком и русской литературой они еще смиряются. И то норовят уже называть «российскими»… Я пишу о том, что мы многонациональная страна, а русский народ - государствообразующий. Русские несут на себе ответственность за целостность державы, скрепляя многоплеменное, многоконфессиональное евразийское пространство. Так исторически сложилось. Недаром Лев Гумилёв считал русских суперэтносом. Но это не отменяет того, что он еще и просто народ! Со своими обычаями, проблемами, и им, русским народом, надо заниматься.
- Эта потребность времени особенно видна на примере жителей того же Донбасса - разве не желание быть русскими ими движет?
- Конечно. Люди за то, чтобы им не мешали быть русскими, оружие берут в руки, идут на смерть. Не надо до этого доводить, надо решать все гораздо раньше. А закон о государственном языке, чему «Литгазета» посвящала специальные публикации, нуждается в доработке ради защиты нашего информационного и духовного пространства. Нужно восстановить отлаженную в свое время систему перевода национальных литератур на русский язык, многие талантливые вещи написаны на национальных языках, и литературу у нас создают не только на русском языке, как думают организаторы «Большой книги» и чиновники «Роспечати».
…Недавно я сдал в издательство новый роман «Веселая жизнь, или Секс в СССР», события которого приходятся на осень 1983 года. Меня очень интересует эпоха накануне трагического крушения СССР. Действие происходит в творческой среде, по многим приметам это своего рода продолжение - не в буквальном смысле - моего известного романа «Козленок в молоке». Мне захотелось на эту же эпоху взглянуть через двадцать с лишним лет. После «Козленка» почти четверть века прошло.
- Вас не будут обвинять в ностальгии по?..
- На самом деле у меня достаточно критический взгляд на советское время, я как раз не сторонник тех, кто говорит, что это был золотой век… С другой стороны, когда 20-летний сопляк начинает очернять эпоху, которой не знает, рассказывать мне, что я до 91-го жил в Бухенвальде, у нас «не было свободы», я ему говорю: а вы-то откуда знаете?.. В романе «Веселая жизнь» читатель найдет достаточно раблезианские картины жизни. Роман во многом озорной, на грани фола. Естественно, в рамках изящной словесности, с этим там все в порядке.
- Юрий Михайлович, а новые пьесы? Вы давно и успешно сотрудничаете со Ставропольским театром драмы.
- Приятно, что Ставропольский театр драмы меня любит и охотно ставит. И очень неплохо это делает. Новая пьеса в голове давно созрела, сейчас, после сдачи романа в печать, этим я и займусь.
- Вы ведете студию писательского мастерства в Московском государственном областном университете...
- Сам себя нагрузил… Как выпускник этого института, я воссоздал студию, существовавшую во времена моего студенчества. Семинары поэзии, прозы, критики ведут квалифицированные писатели, помогают талантливой молодежи. Откуда всегда появлялись писатели? Из учителей, врачей, научно-технических работников, а из литинститута - в последнюю очередь! Как ни странно… Признаюсь, испытываю большую благодарность к советскому времени: молодые таланты тогда умели поддерживать. Может быть, не получалось поставлять в отдаленные деревни такие же деликатесы, как в Елисеевский магазин, но вот организовать лифт для творческой молодежи - это умели. Если появлялся одаренный парень или девушка, то им помогали независимо от того, из какой они семьи, каков их социальный статус и доход, помогали подняться к высотам профессионализма. Выросши в рабочей семье, в заводском общежитии, я первым в нашем роду получил высшее образование. Но происхождение мне не помешало, потому что была отработанная система литобъединений, семинаров, совещаний, молодежных редакций… В 26 лет я с двумя книгами стихов вступил в Союз писателей. А что сегодня? Думаю, если бы Василий Белов или Василий Шукшин, один с Алтая, другой из вологодской деревни, приехали в Москву с рукописями, у них возникли бы серьезные проблемы с литературным дебютом.
- Студии при этом еще и ставили заслон перед графоманской массой. А сейчас, увы, многие, наоборот, выращивают графоманов.
- Действительно, графоманы и психи отсеивались, потому что руководили студиями добросовестные профессионалы. Сейчас же, как и в 90-е, все пущено на самотек. Тогда объявили, что творчество - твое личное дело. Главное, дескать, желание заниматься творчеством. Но, простите, мало ли, например, желающих заниматься фигурным катанием? Однако почему-то на лед не выпускают тех, кто на коньках не умеет стоять. А вот в литературу - сколько угодно.
- При всей вашей занятости есть у писателя и общественного деятеля Полякова какие-то «человеческие» увлечения?
- Люблю грибы собирать, зимой на лыжах в Переделкино бегаю... Для души собираю альбомы по живописи. С женой коллекционируем сувенирные тарелочки с видами тех городов, в которых побывали. В доме уже несколько стен в этих тарелочках, причем большинство не заграничные, а наши, отечественные, мы очень любим ездить по России, залезать в глубинку, в небольшие русские города. Посмотришь на стену - вся география России как на ладони.
31 мая 2019 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
