Митрополит Ставропольский и Невинномысский отмечает юбилей
Стезя служения была уготована ему с рождения. Потому как род Покровских много десятилетий служит православной церкви. Пять поколений священников!
В их большой семье каждый всегда ощущал радость жизни. Добрые глаза отца, ласки матери, молитвы, неустанные семейные труды, общение с братьями, сестрами, родственниками - все это идет из детства. И из накопленного родового духовного опыта, в котором были и скорбные страницы. Дедушка Иоанн Покровский был репрессирован за отказ закрыть храм. Отбыв пять лет «за контрреволюцию», протоиерей
Иоанн Покровский продолжил свое пастырское служение. Подвергался гонению и дедушка по линии мамы Георгий Чайкин, трудившийся на земле до седьмого пота. Не пошел в колхоз, как все, ну и нашелся повод наказать. Вернувшись, дедушка, будучи мастеровитым хозяином, сумел не только из ничего собрать домик в Копейске, но и в тамошнем храме своими руками сделал иконостас. Этот необыкновенный иконостас до сих пор существует в церкви Сергия Радонежского!
В таких семьях на главном месте всегда был храм. Хотя отец Николай Иванович к священничеству пришел не сразу. Отслужив семь лет после призыва в 1944 году на восточный фронт, долгое время работал бухгалтером в городе Миассе Челябинской области. (Кстати, все сыновья этой семьи служили в армии, и владыка тоже.) Мама Клавдия Георгиевна всю себя отдавала детям, а их в семье было шестеро.
- Мама до сих пор без труда не в состоянии жить, сегодня в 87 лет она катает свечи из вощины! Недавно я ездил с ее свечками на Святой Афон и в Иерусалим.
Надо слышать, с какой любовью и нежностью говорит о своих родных владыка, которого мы больше привыкли видеть строгим архиереем.
А Клавдия Георгиевна и сегодня рядом с сыном. Когда не стало отца, с той поры вот уже более двадцати лет они вместе. Владыка называет ее «моя радость, мое утешение».
В Миассе семья Покровских жила очень скромно, первое время чуть ли не в землянке, позднее построили дом на окраине города, рядом озеро, лес. Всегда держали скотину - корову, свинью, курочек, значит, и забот хватало всем. Лёня лет с десяти стал участником покоса, грабельками да волокушами стаскивал и принимал сено на стогу. А еще мальчику очень нравились лошади, частенько знакомый пастух разрешал ему прокатиться на коне. Вот бы еще дома была своя лошадка! Эта мальчишеская мечта по-своему исполнится через много лет, когда владыка начнет близко общаться с казаками…
Лёня в одиннадцать лет уже знал все основные тексты богослужебных песнопений, осваивал нотную грамоту. Когда брат Владимир, поступив в Московскую семинарию, поселился на частной квартире, поскольку уже был женат, Лёня попросил отпустить его к брату. Так он попал в Троице-Сергиеву лавру, стал трудиться на просфорне, пел в хоре знаменитого архимандрита Матфея Мормыля. Сильный голос юного Леонида Покровского там хорошо узнали еще до его поступления в семинарию.
- Замечательное было время, золотое, молодое, красивое, - улыбается воспоминаниям владыка. - Лавра с ее службами - все это непередаваемо словами… Хотя учиться в семинарии не так-то легко, хотелось еще многое испытать, охватить!
Семинарист Покровский, только подумайте, даже научился печатать на машинке вслепую, потому что не было достаточного количества нужных книг, зато можно было перепечатать старые! Успел попробовать себя и в иконописи, даже написал две иконы - Спасителя и Божией Матери. С не меньшим юношеским азартом изучал азы профессиональной реставрации книг в знаменитом Государственном музее-заповеднике «Абрамцево». И несмотря на все это бурное кипение жадной к знаниям жизни, где-то подспудно всегда была с ним мысль о монашестве. Иноков он видел с детства, когда вместе с отцом приезжап в Псково-Печерский монастырь и Троице-Сергиеву лавру.
В конце четвертого курса семинарии Леонида Покровского в числе десяти студентов направили продолжать учебу в Болгарию. В Софийской духовной академии он провел два года. Судьба открывала новые возможности, но стремление к монашеству оставалось столь же сильным. И вот летом 1989 года в Троице-Сергиевой лавре состоялся постриг в монахи с именем Кирилл. А вокруг многое менялось и в стране, и в мире. Русское православие переживало бурный, невиданный подъем, и, конечно, очень хотелось на Родину. Братья тогда уже служили в Дивееве Нижегородской области. Приехав туда на каникулы в 90-м году, иеромонах Кирилл буквально пленился и самим Дивеевом, и возрождением церковной жизни. Словно сам светозарный преподобный Серафим Саровский призвал его к себе. В это время церкви возвращаются храмы и монастыри. Кирилл Покровский и вел каждодневные службы, и принимал на исповедь сотни людей!
В 1993 году его назначают настоятелем древнего Благовещенского мужского монастыря. Одновременно он открывает Нижегородское духовное училище, через два года преобразованное в семинарию. 11 лет совмещал две должности - настоятеля обители и ректора семинарии. Опять неустанные строительно-восстановительные труды. Возвращенные старинные здания находились в плачевном состоянии. В одном из храмов был планетарий, в другом - центр по лечению алкоголиков… Сколько надо было провести переговоров с властями, составить документов, сколько найти стройматериалов и рабочих рук!
В 2009 году новоизбранный Святейший Патриарх Кирилл пригласил молодого настоятеля теперь уже другого, Саровского монастыря на беседу: став предстоятелем, он приглядывался к будущим кандидатам в епископы, вынашивая ныне широко известную идею создания митрополий, разукрупнения больших епархий. Так, из Сарова путь вновь лежал в Москву. В ноябре в храме Христа Спасителя состоялась архиерейская хиротония владыки Кирилла. И уже через месяц - утверждение Священным синодом в должности наместника Донского ставропигиального монастыря Москвы, а в марте следующего, 2010 года - назначение председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.
- Казачество было для меня неизведанной целиной, - говорит владыка, - которую пашу по сей день! И сею, и поливаю, насколько возможно, и жду, что Господь чего-то взрастит… И отклик обратный чувствую. Постепенно народ наш меняется, и казачество тоже духовно меняется. Много лишней шелухи отваливается, приходят другие поколения, которые не могут не радовать! Какие чудесные ребятки взрастают в кадетских казачьих корпусах!
Международная деятельность Синодального комитета, возглавляемого митрополитом Кириллом, широко известна. Ведь казачество живо не только в России, но по всему свету - Украина, Беларусь, Казахстан, Западная Европа, США, Австралия… Несколько раз владыка проехал всю Украину, провел встречи в главных казачьих центрах. Одной из главных своих забот владыка Кирилл видит духовно-нравственное воспитание и образование казачьей молодежи. Он с удовлетворением отмечает растущий интерес молодых казаков к возрождению казачьих традиций, ремесел, боевых искусств, семейного уклада.
- Наша первостепенная задача - духовное окормление, но в определенном смысле это и политика, - говорит владыка. - Мы, конечно, стараемся меньше ее касаться, но в современном мире церковь невозможно отделить от государственной политики. Когда я бываю за рубежом, всегда говорю, что Россия - лучшая страна, великая страна, сегодня Россия на взлете, движется вперед.
В 2011 году в Ставрополе нового архиерея во дворе Андреевского собора приветствовал почетный караул ставропольских казаков. Обращаясь к пастве, владыка подчеркнул, что счел знаменательным для себя прибытие в Град Креста именно на Крестопоклонной неделе. А еще отметил, что епархия наша имеет славную историю и немало замечательных подвижников церкви, таких как святитель Игнатий Брянчанинов, первый епископ Кавказа Иеремия и другие. Особенно тронули ставропольцев такие слова: «Прошу принять меня гражданином этого края и архипастырем вашим!». Сегодня митрополит Кирилл уже с гордостью называет себя ставропольцем.
За годы служения владыки на Ставропольской кафедре освящено 27 возведенных храмов, еще несколько десятков восстановлено или реставрируется в настоящий момент. В 400-тысячном Ставрополе реализуется программа «20-20», предусматривающая строительство 20 новых храмов к 2020 году. Ну а учащиеся и преподаватели старейшей на Кавказе Ставропольской духовной семинарии почитают митрополита Кирилла как своего мудрого ректора.
Владыка уверен: Ставропольская митрополия была, есть и будет духовным форпостом России на южных рубежах:
- Северный Кавказ всегда был непростым, но в то же время стратегически важным регионом. Здесь важно соблюсти баланс – с одной стороны, усиливать миссионерское служение, а с другой – укреплять межнациоцальный и межрелигиозный мир.
Время стремительно движется вперед, меняя мир. Но каким сегодня должен быть священник и каким верующий человек? В ответе владыки видится все тот же убежденный юный семинарист Покровский:
- Вера не меняется ни в какие периоды, и вся жизнь пастыря должна быть христоцентрична. Если мы будем меняться в фундаментальных постулатах, это уже будет не церковь, а какая-то секта, коих сегодня очень много развелось, к сожалению. Разумеется, есть некоторые внешние факторы, присущие каждой эпохе. Если в советское время церковь была полностью отрезана от общества, то сегодня священник может и обязан, насколько хватит сил, быть везде. И на пасхальном празднике в школе, и заниматься тюремным служением, и в больницах, и в воинских частях, и выступать в местной газете, и на страничке Интернета. Для мирянина тоже вера не поменялась. Только время так мощно влияет на человека, что нужно найти в себе силы вырваться из этого круга, прийти в храм Божий. А постулаты веры те же - благочестие, добрые дела. Помог ли ты нищему, как ты воспитываешь своих детей, как молишься, посещаешь ли храм… Если мы не будем черпать духовные силы в молитве, в богослужении, то вся наша работа станет бессмысленной и пустой, так как не будет наполнена благодатью Божией.
Простые, но какие важные слова! Владыка произносит их с особой светлой интонацией, ведь и сам он иначе не представляет достойной жизни.
3 августа 2018 года