Выставка «Мужество рождает надежду» собрала известных фотографов в Кисловодске
Ему уже стукнул «полтинник». У его молодой красивой жены во Франции собственный замок с огромным бассейном. Любящий отец, он наслаждается общением с сыном и прелестной маленькой дочкой… Но однажды он всех расцеловывает и улетает в Лондон, где в холостяцкой квартире его ждут бронежилет, каска и все необходимое для выживания в экстремальных условиях. Это могут быть окопы в Афганистане, бой быков в Испании или поиски белых медведей в безлюдной российской Чукотке.
А все ради того, чтобы запечатлеть на фотопленку «жизнь на краю»… На краю земли, на грани жизни и смерти, на пределе человеческих сил. Именно преданность своему делу вкупе со своеобычным видением окружающего мира, а также готовность в любую минуту сняться с насиженного места и реально рисковать ради одного-единственного кадра и сделали из фотокорреспондента The New York Times Джеймса Хилла живого классика.
И вот в минувший понедельник по пути из Нью-Йорка в Москву лауреат множества престижных профессиональных наград приехал в Кисловодск, чтобы поделиться опытом с местными фотографами и дать мастер-класс фотосъемки на улицах, в парке и скверах города-курорта.
О том, как удалось заполучить такую знаменитость в провинцию, рассказал главный организатор фотовыставки председатель Ставропольского отделения Союза фотохудожников России Алексей Заморкин:
- На прошлогодней аналогичной выставке почетным гостем был известный фотохудожник и мой старый товарищ Игорь Мухин. Готовясь к нынешней «Белой акации», я попросил Игоря порекомендовать эксперта высокого класса и в то же время доступного. Он предложил Джеймса Хилла. Во-первых, потому что он действительно знаменитость. Во-вторых, Джеймс сейчас живет в Москве, следовательно, отпадают заморочки с визой. В-третьих, он сносно говорит по-русски. И, самое главное, Джеймс вполне адекватный человек, не страдающий звездной болезнью.
Больше часа в большом зале музея «Крепость» Джеймс Хилл демонстрировал собравшимся профессионалам и любителям свои фотографии, подробно рассказывая, каков был замысел и как он его реализовал. Профессиональная учеба продолжилась в Круглой башне музея, где в двух залах разместили экспозиции 11 фотохудожников. Здесь Джеймс Хилл представил на суд общественности свое «Исследование о корриде. Дни Сан-Исидо» - визуальное воплощение замешанных на крови грации и страсти.
Рядом разместил свою экспозицию другой не менее преданный фотоискусству мастер – сотрудник Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Алексей Заморкин. Буквально пара шагов - и зритель с гремящей, ослепительно-яркой корриды попадает в черно-белую тишину православных храмов. В аннотации к серии фотографий автор написал: «Есть места, где по-другому слышны звуки, по-особенному преломляется свет. Где чувствуется жизнь и энергия в каждом предмете». А корреспонденту «СП» Алексей рассказал, что эта серия сложилась за тот десяток лет, что он путешествовал по святым местам в разных странах мира. Почему так долго?
- Выразить стремление людей найти себя в вере посредством текста или видео сравнительно просто. А вот через фотографию чрезвычайно сложно.
В этом же зале свое визуальное воплощение темы «Мужество рождает надежду» представил другой известный ставропольский фотограф, Игорь Кожевников. Пронзительный взгляд детских глаз поверх медицинской маски никого не оставляет равнодушным. И на другой фотографии, и на третьей… Эмоции, пробужденные серией этих черно-белых портретов, подпитывает предельно лаконичная аннотация: «В отделении гематологии и детской онкологии».
Львиную долю второго зала Круглой башни занимают работы фотокорреспондента «Ставропольской правды» Эдуарда Корниенко. Экспозицию открывает снискавший много международных наград фоторепортаж с соревнования бодибилдеров. Вот как автор рассказывает о рождении этого шедевра:
- Все началось с портрета бодибилдера, который я назвал «Будда». Сосредотачиваясь, спортсмен закрыл глаза, и в этот момент я нажал кнопку затвора. Дубля не было, потому что в следующее мгновение он открыл глаза, и аура чего-то потустороннего пропала. Случайно возник и сизый оттенок снимка. Просто я снимал с ручными настройками экспозиции и взял баланс белого по стене. Увидев на экране монитора фотоаппарата результат, осознал, что получился неординарный снимок. Затем на этом «фотографическом драйве» я больше двух часов снимал соревнования и на сцене, и за кулисами.
С созданным за два часа фоторепортажем соседствует серия «Повелители оружия», которую Эдуард создавал с 2012 по 2017 год. Это подробный рассказ о жизни кадетов школы имени генерала Ермолова. Фотокорреспондент был с ребятами и в лесу, и на речке, и на рассвете, и в сумерках, и в зной, и в стужу. В результате получилось всеобъемлющее визуальное повествование о становлении характера будущих защитников Родины.
С фотографиями увенчанного лаврами Эдуарда Корниенко соседствует скромная черно-белая серия «Нет такого слова» начинающего фотохудожника из Ессентуков Александры Витушкиной. Сразу цепляет ее аннотация: «Человека, у которого нет родителей, называют сиротой. Есть слово, которое означает человека, лишившегося супруга, – вдовец. Но нет слова, которым можно назвать человека, лишившегося ребенка. Для этого страшного, неправильного и противоестественного явления нет названия». Она предпослана такому же неправильному и противоестественному портрету женщины, потерявшей ребенка. Со своей второй дочерью она сидит на подоконнике. Видны только ноги, а лица отражаются черными контурами на освещенном прямоугольнике пола.
Щемит в груди и от фотоочерка Александры Витушкиной «Балерина в шкатулке». 25 лет «крошечная женщина» танцевала на сценах провинциальных театров по всей стране. Последние 12 лет – в Пятигорском краевом театре оперетты. После выхода на пенсию осталась жить в маленькой комнатке театрального общежития. Обустраивает быт, перебирает старые фотографии и афиши. Но духом не падает: учит детей танцевать, катается на велосипеде. Чрезвычайно лаконично, но явственно ее судьба отражена на снимке, где героиня в своей «шкатулке» вешает тюлевую занавеску. Лицо, руки и туловище словно в дымке. Из-под края занавески выступает только одна ступня с мозолистыми натруженными суставами.
- Александра Витушкина – это талантище, - утверждает Алексей Заморкин. – Таких, как она, надо «выдергивать». Иначе они зачахнут.
В этом году Александра получает стипендию для творческой молодежи от министерства культуры Ставропольского края. А что будет дальше?
- Я не очень-то умею зарабатывать. Но что-нибудь придумаем, - бодрится молодая фотохудожница.
Воистину, «мужество рождает надежду».