Как снизить бюджетный дефицит, разбирались депутаты Ставропольского края
Отличительной особенностью бюджетной политики края за последние годы, как пояснила заместитель председателя правительства – министр финансов края Лариса Калинченко, является накопившийся структурный дисбаланс между доходами и расходами краевой казны. Объем доходов за последние пять лет вырос на 30 %, расходов – на 50 %, а дефицит краевого бюджета соответственно увеличился более чем в шесть раз. Расходы краевого бюджета за этот период стали больше на 28 млрд рублей, что повлекло увеличение бюджетного дефицита на 11 млрд рублей.
Основная причина роста расходов – это дополнительные бюджетные обязательства, переданные на региональный уровень федеральными органами власти, большинство из которых имеют социальную направленность. С 2010 по 2015 год принято около 30 таких решений. На Ставрополье на их финансовое обеспечение потребовалось в 2015 году 35 млрд рублей. На «краевые плечи» переложены выплаты ежемесячного пособия на ребенка, страховых взносов на медицинское обслуживание неработающего населения, субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и др. Принятые в 2012 году майские указы Президента Российской Федерации о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы с 2012 по 2015 год потребовали дополнительных ассигнований на сумму 5,1 млрд рублей. Снижает возможности бюджетного маневра «окрашивание» доходных источников дорожного фонда СК, средства из которых не могут быть использованы для других целей, только на дорожную деятельность.
Депутатов интересовало, что предпринимают правительство и минфин края, для того чтобы все же снизить бюджетный дефицит и давление госдолга на экономику региона, оптимизировать бюджетные расходы.
Госдолг на сегодняшний день составляет 34,6 млрд рублей, но, как подчеркнула Л. Калинченко, это пока не является критической массой. Несмотря на то что в нынешних условиях очень сложно изменить сложившуюся структуру расходов краевого бюджета (наибольший удельный вес составляют «условно постоянные» расходы, законодательно защищенные), для снижения долговой нагрузки используются достаточно эффективные механизмы и долговые инструменты. Например, начиная с 2012 года проводится политика увеличения среднесрочных и долгосрочных обязательств, чтобы растянуть выплаты во времени и избежать пиковых неподъемных финансовых нагрузок. Смягчить ситуацию помогает замещение коммерческих кредитов на бюджетные, процентная ставка по которым составляет всего 0,1 %. Благодаря такой политике лавирования по итогам прошлого года сэкономлено на обслуживании госдолга 589,3 млн рублей. Достигнуто соглашение о реструктуризации «дорожных» кредитов до 2034 года с отсрочкой основного платежа до 2025 года.
В то же время неумолимо растут процентные ставки банков, у которых при дефиците средств по-прежнему приходится делать заимствования, что, безусловно, влияет на размер госдолга. Несмотря на принимаемые меры, его удельный вес по отношению к собственным доходам по итогам 2015 года составил 74 %, а по уточненному бюджету текущего года может вырасти до 80 %. И это несмотря на то, что и без того край за последние годы отказался от целого ряда неэффективных расходов и льгот, исключая социальные и инвестиционные. Что же можно сделать еще? Выход минфину видится в принятии бездефицитного бюджета или бюджета с минимальным дефицитом.
Пока регион находится «на грани», но если все же по степени долговой устойчивости переместится в последнюю, третью группу субъектов РФ, то это будет означать, что новые расходные обязательства бюджета мы не сможем принимать самостоятельно, без визы Минфина РФ. Предельный объем заимствований также будет ограничен. Счетная палата РФ будет ежегодно проверять достоверность исполнения бюджета.
Депутатов в связи со сказанным интересовали перспективы наращивания собственных доходов казны и сокращения госдолга за счет реализации инвестиционных программ. Однако, по оценке Л. Калинченко, отдачу от этих вложений можно ожидать только через несколько лет, когда проекты пройдут период налоговых каникул и начнут приносить бюджету прибыль. Хочешь не хочешь, а пояса, видимо, придется затягивать еще туже, если мы рассчитываем в перспективе выбраться из долговой ямы.
Председатель Контрольно-счетной палаты СК Андрей Колесников, отчитываясь перед депутатами о проделанной в 2015 году работе, особое внимание уделил вопросам эффективности расходования бюджетных средств, противодействия коррупционным схемам, исполнения законодательства в сфере госзакупок. Финансовых нарушений выявлено на сумму 6,6 млрд рублей. Однако, по словам докладчика, нарушений, имеющих признаки коррупционного характера, не так много – всего на 4 млн рублей. Главным образом обнаружены факты неэффективного использования бюджетных средств, ошибки в бухгалтерской отчетности. По результатам проверок выписано 160 представлений и предписаний, в соответствии с которыми в краевой бюджет возвращено более 114 млн рублей.
Депутаты приняли постановление, содержащее ряд рекомендаций правительству края и Контрольно-счетной палате, содержащих предложения по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины органов исполнительной власти, устранению системных проблем при формировании и реализации государственных программ и повышению эффективности администрирования доходов краевого бюджета. Прозвучало, что в связи проблемами растущего дефицита бюджета и госдолга особенно важно объединить усилия исполнительной и законодательной власти и еще раз просчитать все варианты, для того чтобы выбраться из сложной экономической ситуации.
26 апреля 2016 года