Спектакль «Мужчины по выходным» стал самым кассовым в репертуаре ставропольского драмтеатра
Словом, есть немало причин посетить премьеру Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова «Мужчины по выходным». Тем более что осуществил ее человек известный и талантливый - заслуженный деятель искусств РФ режиссер Валентин Бирюков.
Сначала - о пьесе. Впечатлило имя автора - без преувеличения знаменитого кинодраматурга, написавшего за десятилетия творчества сценарии к фильмам, многие из которых по праву входят в число лучших советских и российских картин. «Родня», «Полеты во сне и наяву», «Здравствуй и прощай», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Трын-трава»... И это только самые известные, сюжеты и героев которых задумал Виктор Мережко. И вот его имя на афише нашего театра. Над простеньким, мало что поначалу говорящим названием. Сочетание слов «мужчины» и «выходной» вызывает ассоциации с футболом, рыбалкой, пивбаром, валянием на диване, наконец. А вот и ничего подобного! Не раскрывая подробностей, скажу, что вас ждет совершенно неожиданный сюжетный ход, в общем-то, придуманный, почти фантастический и неправдоподобный. Ну так ничего страшного, тем интересней, к тому же театр, как известно, основан на условностях, и зритель к ним внутренне готов, переступая порог храма Мельпомены...
Безнаказанно пользуясь тем, что в красочной программке спектакля на сей раз по каким-то причинам отсутствует обозначение жанра, отважусь от себя лично «присвоить» постановке жанр комедии абсурда и... реальных чувств. Ибо в ней поразительно гармонично соседствуют обе эти, казалось бы, несовместимые линии. Корнями она уходит, конечно же, в «комедию положений» хотя бы потому, что герои помещены в нарочито дурацкие обстоятельства. Все - для смеха! Впрочем, не лишен спектакль и некоторых признаков комедии характеров благодаря наличию персонажей достаточно колоритных, хотя и весьма типических. Собственно, трое представленных здесь мужчин являют эдакий обобщенный образ неудачника, даже если один из них имеет молодую жену, будучи сам «в возрасте». Неудачники они, так сказать, в социально-экономическом смысле, проще говоря - безработные. По каким причинам с ними это случилось, мы, живущие здесь и сейчас, вполне способны догадаться и без авторских объяснений. Вариантов не так много: инженеры нынче «не в моде», а интеллектуалы и вовсе лишние люди... И тут уже не важны названия конкретных профессий, не правда ли?
Итак, герои решают, если вдуматься, общественно значимую задачу: пытаются как-то «выплыть», то есть преодолеть навязанную им «ненужность». И придумали в соответствии с ситуацией совершенно абсурдный, однако неординарно-талантливый ход. Интрига есть! Начавшись со снисходительно-насмешливого любопытства зрителя (что же из этого получится?), она раскручивается в абсолютно непредсказуемом направлении - это внешне, в поступках и диалогах, в хохмачестве и чудачестве. А вот внутренне... Чем больше вглядываешься в трех заслуженных артистов России, занятых в главных ролях - Бориса Щербакова, Александра Ростова, Михаила Мальченко, - тем лучше сознаешь, что все разыгрываемые ими ситуации не столь уж забавны. Зритель, разумеется, как и должно на комедии, хохочет и вовсю потешается над приключениями незадачливых «предпринимателей». Хочется отдать должное режиссеру и испонителям: спектаклю счастливо удалось избежать вполне возможных в предложенном драматургом сюжете пошлости, двусмысленности и вульгарщины. (Стоит заметить, что некоторые столичные театры, наоборот, даже подчеркивают подра-зумеваемую «клубничку», не стесняясь рекламировать свои постановки пьесы В. Мережко именно с такой стороны.)
К счастью, у нас не так. По ходу действия параллельно раскатам смеха в глубине зрительского сознания формируются мысли далеко не веселые, но полезные. Конечно, горько сознавать, что способен сделать с собой человек и что способно сделать с ним общество. Но Валентин Бирюков из тех постановщиков, кто умеет эту полезную горечь спектакля облечь в симпатичную форму жизнерадостного гротеска. Да и вообще это его личный творческий конек: веселье на полную катушку гармонично и удивительно трогательно соседствует с серьезным восприятием происходящего. Благодарный зритель уходит с его спектаклей с легким сердцем и ненавязчивым «пакетом» размышлений.
Соответственно, непростая задача стояла перед исполнителями: соблюсти сей тонкий «бирюковский» баланс. И они тоже не подкачали! Прежде всего мужское трио. Классические в искусстве три друга, начиная от трех мушкетеров в романе до трех танкистов в песне и киношных «Верных друзей», вечный и гармоничный пацанский тре-угольник. Здесь пацаны предстают весьма потрепанными жизнью, но все так же умеющими держаться друг друга. При этом каждый - фигура сама по себе. Объединила их не та печальная унылая общая участь, которая служит внешней канвой действу, а нечто совсем иное, куда более прочное, но трудно объяснимое словами. Когда они комически-задорно выпендриваются перед слабым полом, всячески подкалывают друг друга и мечтают заработать много-много денег (за вечер целых 33 доллара на брата), тут еще пока трудно уловить, ради чего все затевалось режиссером. А потом происходит чудо преображения скоморохов-заморышей в самых что ни на есть рыцарей. Чем главным отличается рыцарь? Конечно же, способностью бескорыстно и безоглядно вступиться за женщину, даже если она вовсе не королева и сами рыцари отнюдь не обладают борцовскими мускулами. Им здорово достается в неравном сражении, и все-таки, побитые, голодные и по-прежнему без денег, они почему-то видятся если и не победителями, то уж точно - непобежденными. Остаются мужчинами. Тем горше потом, с улыбкой уйдя из театра, думать, каково это - в наше время быть мушкетером. Кто-то, быть может, заметит с ехидцей: какая эпоха, такие и мушкетеры... Ну да, вот такие. Не шибко красивые. Не сильные. Небогатые! Однако, позвольте, неужто мушкетерам должно быть легко? Так сказать, пора-пора-порадуемся на своем веку?..
Актерское «трио заслуженных» Б. Щербакова, А. Ростова, М. Мальченко замечательно - в тысячах профессиональных мелочей - представляют процесс преодоления героями пускай не самых серьезных, но по-своему знаковых для героев преград. При этом великолепная мимика, абсолютная раскованность в игре, невероятная грация, если только это слово применимо по отношению к особам сильного пола. Получилось очень наглядно, по законам жанра ярко и весело, по законам искусства, извините, поучительно. И при всей заданной абсурдности - страшно близко к нашей действительности! Вновь с радостью убеждаешься: какими мастерами сцены обладает ставропольская драма, как здорово видеть их виртуозную работу над образами, их ненавязчиво-изящное общение с залом. Чувствуется: актерам и самим лично любопытно пройти со своими героями Путь, отрываясь, поднимаясь едва ли не с горьковского общественного дна...
Дамский дуэт спектакля самую малость бледнее «мушкетерского», разумеется, не в буквальном смысле. Просто Алёна и Вита - героини молодых актрис Евгении Капраловой и Марины Катковой - присутствуют в сюжете как этакий, прошу прощения у исполнительниц, вспомогательный материал для достижения авторской задумки. Хотя в спектакле немало эффектных и опять-таки по-хорошему комедийных сцен с участием именно девичьего состава, ясно, что речь прежде всего не о них. Впрочем, девчата весьма неплохо вжились в колоритные фигуры ярких представительниц своего времени: тут практичная с виду уверенность и материальное благополучие причудливо соседствуют с наивным желанием простого человеческого счастья и хорошо запрятанным душевным одиночеством. А ведь неустроенность души куда страшнее неустроенности быта... Думаю, при том, что и по возрасту, и по опыту женская команда спектакля не столь крепка, как мужская, тем не менее и Е. Капраловой, и М. Катковой удалось «схватить» черточки своих героинь и даже поделиться с ними своим собственным психологическим багажом - очень ценное для артиста качество, по-моему.
*****
Уже с первых показов спектакль «Мужчины по выходным», насколько мне известно, стал самым кассовым в репертуаре театра, однако это тот счастливый случай, когда массовость зрителя вовсе не связана с пресловутым «масскультом», давно ставшим синонимом культурного ширпотреба. По сути дела, своей очередной легкой комедией режиссер В. Бирюков и его славный ансамбль вновь задают нам не самые легкие вопросы жизни. Начиная с того, можно ли сегодня быть, ну, если не мушкетером, то хотя бы порядочным человеком. А, мужики?
28 мая 2010 года