Художники Виктор Комаров и Валентина Санжарова представляют юбилейную выставку
Виктор Комаров родился в селе Горькая Балка. Сотрудники музея, однажды побывавшие там в командировке, с восхищением рассказывали о красоте тамошних мест. Тишина, пение птиц, дома, утопающие в фруктовых садах, ручейки, пруды – все это производит неизгладимое впечатление, и, видимо, отложилось в душе юного художника, заставило избрать творческую профессию. В экспозиции представлены холсты, которые и являют собой итог упорной работы.
Ведущая тема художника – пейзаж. Впрочем, на выставке представлена и серия постановочных натюрмортов. На стилистические приемы В. Комарова оказала сильное влияние классическая пейзажная живопись, в том числе великие русские художники И. Левитан и В. Поленов. В своих урбанических пейзажах, особенно там, где изображает церкви, он часто использует приемы мастеров–классиков: архитектура сооружения до половины закрыта зарослями деревьев, солнце поблескивает на золотых куполах, храм как бы сливается с природой. Этот мягкий лирический подход В. Комаров усвоил из опыта великих русских пейзажистов. На выставке мы можем увидеть и пятигорские храмы – «Храм св. Георгия», «Церковь св. Лазаря в Пятигорске», «Храм св. Николая». Кроме этого, художник изобразил типичные для средней полосы России подмосковные храмы. Все эти работы исполнены в мягкой импрессионистической манере. Как у французских, так и у русских импрессионистов рисунок хрупок, мягок, много внимания уделяется эффекту мерцания света, его оттенкам.
Говоря о пейзажах В. Комарова, следует отметить его стремление воспеть свою малую родину – не некую абстрактную Россию с березками и перелесками, а именно местность, в которой он живет. В свойственной ему вкрадчивой манере зарисовывает то пригородную усадьбу с колодцем, возле которого бродят куры, то маленький родник, речку Золотушку, то озерцо в предместье Пятигорска. Изредка виднеются Бештау, Эльбрус – вдалеке, ненавязчиво мягко. Эти сюжеты запечатлены в таких холстах, как «Вечер под Бештау», «Водопад».
Пейзажи Виктора Комарова похожи на психологические этюды. Тонкие перламутровые переливы красок, особая устойчивость цветовой гаммы делают манеру Комарова сугубо индивидуальной, изысканной, вдумчивой по смыслу и состоянию.
В этой же экспозиции представлено около 40 работ Валентины Санжаровой, выполненных в гипсе, мраморе, дереве, шамоте, терракоте. Валентина Аркадьевна родилась в Москве. В детстве гостила у деда в Рязанской области. Дед был умелым резчиком по дереву – делал красивые наличники для деревянных изб. Впечатления детства, занятия рукоделием наложили отпечаток на душу юной художницы. После учебы в Курском художественном училище она работала бутафором и декоратором в театре Каменска–Уральского, с 1965 года – в Ставропольском театре драмы им. М.Ю. Лермонтова. В театре приходилось делать все – занавеси, бутафорию, снег из крахмала, парчу из простой ткани...
Она занимается многообразными видами пластики – круглой скульптурой, бюстами, фигурами в полный рост, групповыми объемными портретами, жанровыми произведениями. Есть среди ее произведений и мелкая пластика.
Скульптора привлекают темы материнства, юности, бытовые сценки, портрет. Интересен портрет пианистки Валерии Карбут – образное олицетворение молодой, чуткой натуры со следами сдержанности и аскетизма. Другая работа – «Наташа» – выполнена в монолитной сдержанной манере. Трогателен гипсовый портрет сына художницы, представленного со скрипкой в руках. Своеобразное решение лица и позы найдены художницей в портрете Пушкина–лицеиста.
Теплы и наивны сказочные герои, взятые из жизни театра, – Аленушка и братец Иванушка. Оригинальна по конструктивному решению маленькая скульптура «Арфистка». Чудесны в своей женственной привлекательности композиции – «Материнство» и «Обнаженная».
В собрании Ставропольского краевого музея изобразительных искусств находятся 18 работ Валентины Аркадьевны. Художница прошла 40–летний путь в искусстве. Долгое время возглавляла оформительский цех крайдрамтеатра. Вот как сама Валентина Аркадьевна рассказывает об этом: «Театр – это совершенно особая реальность: в ней все наоборот. Простая стекляшка кажется бриллиантом, а бриллиант – простой стекляшкой. Парча превращается в тряпку, а тряпка с помощью игры света блестит как парча. Волшебной палочки у меня нет, а вот фантазии и труда требуется много».
Все скульптуры, демонстрируемые на выставке, сделаны руками мудрого и доброго человека, говорящего о вечных непреходящих ценностях – хрупкой юности, умной зрелости, радости материнства, обаянии и красоте наших современников и современниц. Камертоном выставки я бы назвала терракотовый бюст «Девочка с голубем». Как символ чистоты и нежности.
24 апреля 2009 года