00:00, 26 февраля 2009 года

Экспонаты школьного музея в селе Кара–Тюбе

- Вот окаменелый моллюск, – развернув на ладони две половинки небольшого камня, показывает она, – его передал человек, который всего однажды побывал в музее. Позже у него появилась эта находка, и он прислал ее нам. А это каменный топор, ему почти 10 тысяч лет. Не менее уникальны и два первобытных молота. Первый сорок лет назад принес в музей бывший ученик нашей школы. Нашел его, перекапывая землю в огороде. А второй, спустя много времени, обнаружил его сын, когда удил на канале рыбу.

– Мы проконсультировались в краевом музее по поводу этих находок и узнали, что нашим молотам 4,5 тысячи лет, – продолжает Мария Андреевна.

Удивительных историй, связанных с экспонатами, у нее на памяти немало. Когда в селе шло строительство кирпичного завода, также неожиданно в одном из курганов, где брали глину, нашли несколько необычных предметов быта: сообщающийся сосуд, топор, покрытый ржавчиной, скребло, нож, кувшин, чашу. При сооружении хлебозавода потревожили небольшой холм, в котором было зеркало, но не в обычном понимании слова, а хорошо отшлифованный камень с «петелькой».

Со своими учениками учительница и сама ездила в поисках настоящей древности, и им удавалось находить предметы, свидетельствующие о былых сражениях: расплавленную кольчугу, наконечники стрел. Показывая их, лежащих сейчас под стеклом, она заключает:

– Вот такое необычное наше село!

Кстати, «Кара–Тюбе» в переводе с ногайского означает «черный курган». На этот счет существует несколько легенд. Одна повествует о похороненном здесь полководце Хане Черном. Другая – о том, что кровь, пролитая во время давней битвы, заставила курган почернеть. Есть версия, что он был местом казней и потому считался печальным, «черным». Но достоверно известно лишь, что в далеком прошлом Черный курган служил пристанищем для сторожевого поста. В 1861 году несколько родов ногайцев поселились в «урочище Кара–Тюбе». Похоже, эти места хранят еще немало тайн.

«Хотите увидеть древнее захоронение?» – с этим вопросом прошлым летом прямо домой к Марии Андреевне пожаловал работавший в окрестностях кургана односельчанин. Захоронение, по мнению учительницы, не соответствует ни православным, ни мусульманским традициям. Там тоже нашли предметы быта – кувшин и чашу, занявшие свое место среди экспонатов. По поводу последних находок необходимы консультации ученых, и в ближайшее время она планирует поездку в Ставрополь.

Мария Андреевна провела для меня экскурсию и по залам современной истории Кара–Тюбе – ногайской и русской культуры, посвященным военным и трудовым будням земляков, истории школы и знаменитым односельчанам. Хотя сама хозяйка этих бесценных фондов говорит, что музей теперь больше напоминает хранилище старых вещей: собранные за эти годы экспонаты уже выставлять негде – по книгам учета их более 3800! Да и секции, на которые разделено помещение, «залами» с трудом назовешь. А музей продолжает пополняться: жители, зная, насколько М. Золотарева трепетно относится ко всему, что связано с историей села, приносят семейные реликвии, есть даже родовые знаки ногайцев, православная икона, которой более сотни лет. Есть и настоящие «екатерининки» – денежные знаки донских казаков, в коллекции десятки различных банкнот, самая старинная 1898 года выпуска. Имеется даже... кайзеровская каска, найденная однажды мальчишками в окрестностях Кара–Тюбе.

Настоящей реликвией стали и медицинские инструменты Игоря Акаевского, хирурга подпольного госпиталя в Ачикулаке времен Великой Отечественной войны. Врач тайно лечил раненых красноармейцев. Потом, когда немцы их обнаружили и вывезли в Кара–Тюбе, поехал следом, отказавшись бросить своих пациентов. После ухода фашистов раненых эвакуировали, а хирурга направили на работу в Грозный. Спустя годы он переехал в Москву. Через земляков Марии Андреевне удалось наладить связи с его женой, которая и передала рабочие инструменты мужа школьному музею.

Когда была возможность путешествовать, учительница вместе со своими следопытами побывала во многих памятных местах края и за его пределами. Из Бреста, где погибли в первые дни войны двое односельчан, для музея привезла капсулу с землей. Удалось разыскать детей одного из бойцов, с тех пор они поддерживают связь со школой и несколько лет назад привезли фотографии и патронташ, найденный на месте гибели отца.

Словом, пополняясь новыми экспонатами, музей продолжает жить. Здесь организуются выставки, и, несмотря на явную тесноту, от детей, желающих ему помогать, нет отбоя, только в клубе «Поиск», что ведет Мария Андреевна, около тридцати ребят. Многие, занимаясь вместе с учительницей исследовательской работой, пишут рефераты, участвуют в краеведческих конкурсах, а Маша Федорова год назад даже в Москве побывала, успешно представив свой исследовательский материал о нелегкой судьбе военных саперов.

На протяжении многих лет обыкновенной сельской учительнице удается поддерживать незримую связь времен и поколений, она смогла создать в музее ту неповторимую атмосферу, которая заставляет возвращаться сюда вновь и вновь.

В этом году Мария Андреевна отмечает славный юбилей своей педагогической деятельности — 55 лет она посвятила родной школе, имеет звание почетного работника образования, множество грамот за патриотическое воспитание молодежи, награждена орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. Говорит, что «сама уже как история», пора бы и на заслуженный отдых. И очень надеется когда–нибудь передать свое детище в надежные и добрые руки.

Нефтекумский район.

«Связь времен и поколений»
Газета «Ставропольская правда»
26 февраля 2009 года