Кому больше дано
И, безусловно, нельзя сужать проблему до одной территории. Как сегодня, когда все взоры в связи с последними событиями обращены на Ставрополье. Оздоровление обстановки на Северном Кавказе должно рассматриваться как задача общероссийского значения, для решения которой должен быть выработан комплексный подход, основанный на точном знании всех сторон текущей политической жизни и исторических корней проживающих здесь народов.
Стремление к сепаратизму некоторых субъектов России – это и своеобразный ответ на дикую капитализацию страны, не принимающую во внимание традиции населяющих ее народов. Если не будет скорректирован курс реформ на региональном уровне, то кризис, подобный чеченскому, может разразиться в любой республике. Должны наконец быть приняты во внимание опасения чеченцев, башкир, якутов и других народов, что их недра, земли, природные ресурсы могут быть скуплены на корню залетными бизнесменами. Пока Россия входит в рынок, борцы за независимость будут самостоятельно, не надеясь на мудрость Москвы, просчитывать свои предпринимательские маршруты.
Да, сегодня внешние обстоятельства (низкий уровень жизни, безработица, отсутствие жилья и для многих бесперспективность в ближайшем будущем обрести крышу над головой и т.д.) плохи для миллионов россиян, поэтому нельзя зацикливаться только на их осуждении. Властям всех уровней надо учиться опираться на внутренний настрой, национальные достоинство и самоуважение. Тем более что на Кавказе это в традиции – гордиться такими чувствами. Конечно, при преобладающей ныне безнравственности даже благородство и мудрые наставления представителей старшего поколения не всегда оказывают должное воспитательное влияние на молодежь. И все же этот важный фактор нельзя упускать из виду. Прежде всего родители и учителя должны воспитывать в детях честность, порядочность, нестяжательство, уважение к традициям, патриотизм, причем не только в отношении малой родины, но и нашего большого общего дома - России. Вместе мы сильнее.
Только через диалог культур можно прийти к межнациональному взаимопониманию и согласию. Мы же, рассуждая на эти темы, излишне политизируем ситуацию. Конечно, нельзя не учитывать экономические, социальные и политические факторы. Однако не надо и преувеличивать их значение. Это константа, объединяющая разные народы. Проблемы житейские, так скажем, практически у всех одинаковы. Разногласия возникают на уровне различия культур и образа жизни. А в силу этого рождаются претензии к представителю другой национальности на бытовом уровне. Чтобы образ врага не занимал умы и души, необходимо вести активную идеологическую работу, которая поставила бы заслон всему, что порождает национальную и религиозную рознь.
И еще. В массовом бытовом сознании и даже у некоторых экспертов бытует отрицательная оценка роли ислама в России. Я же считаю, что будущая исламская цивилизация будет смотреть на нас глазами нашего ислам-ского населения, с которым мы должны научиться мирно сосуществовать. Судьбою определено жить христианам и мусульманам в одной стране. В связи с этим о борьбе с агрессивным исламским фундаментализмом, так называемым ваххабизмом, надо учиться говорить взвешеннее, не допуская неосторожным словом оскорбления религиозных чувств. Ибо непродуманность в поступках может вовлечь Россию в стратегический конфликт с исламом, что, кстати, устроило бы многих недружественных нам политиков на Западе. В последнее время и без того ощущается недостаток аналитического осмысления происходящего на Кавказе, зато смакования разного рода конфликтов – перебор.
Политический климат на Ставрополье, в Чечне, Дагестане, Татарстане зависит не только от обстановки в этих республиках, но в не меньшей степени от общекультурного, межконфессионального климата в целом в России. Нам надо быть готовыми к тому, что еще большая часть населения страны станет мусульманской. Но ни политикам, ни ученым не следует драматизировать в связи с этим ситуацию. К сожалению, катастрофическое развитие событий часто рождается именно в ученых умах, зачастую провоцируя развитие конфликта. Нужен государственный заказ нашим ученым на объективное исследование проблемы, поиск золотой формулы российской государственности, которая способна обеспечить совместное сосуществование, органичное соединение различных культур, традиций, конфессий на едином геополитическом пространстве.
На повестку дня выдвигаются задачи теоретико-прикладного характера, связанные с конструированием механизма регулирования этнополитических отношений в субъектах и на федеральном уровне. Для выработки государственной стратегии необходимы проведение мониторинга законодательства РФ по вопросам борьбы с экстремизмом на Северном Кавказе и выработка инициатив по совершенствованию правового обеспечения национальной безопасности, анализ и обобщение информации о соблюдении конституционных прав проживающих здесь народов, причин проникновения на нашу территорию религиозного экстремизма и национального сепаратизма, объективное информирование федеральных властей о положении дел и в связи с этим выработка рекомендаций для президента и правительства России (на месте ведь виднее), оказание конкретной помощи властям на местах.
Дело найдется всем. Полагаю, что соответствующие федеральные министерства и ведомства должны активнее анализировать причины недостаточной занятости населения республик Северного Кавказа, искать пути улучшения положения дел, комплексно изучить причины возникновения нетерпимости к нетитульному населению. Нашим правоведам по плечу проанализировать, как работает законодательство по поддержке вынужденных переселенцев и чего «в этом супе недостает». Надо ответить на вопрос, почему нецелевое использование средств проявляется в большей мере именно на Северном Кавказе.
Федеральным и региональным властям пора дать четкие ответы на многие вопросы. Например. Кто является «спонсором» строительства мусульманских мечетей и учебных заведений (ведь от этого зависит их дальнейшая идеологическая ориентация)? Какие научные силы можно привлечь для уменьшения влияния псевдорелигиозного фундаментализма? Какую роль могут сыграть конфессии и диаспоры в миротворчестве?
При кажущемся сверхвнимании Москвы к проблемам борьбы с терроризмом на самом деле это самое слабое звено сегодня. Есть вынужденные операции, тушащие один пожар за другим. Не более. А надо понять причины, питающие агрессию. Почему часть местного населения скрывает у себя боевиков? Откуда те берут оружие? Почему недовольны действиями федеральных войск? Что предпринимается в школах и вузах для воспитания толерантности? Как предотвратить использование религиозных чувств в целях эскалации конфликтов?
Уже случившиеся трагедии, унесшие сотни жизней, вы-светили много вопросов, на которые не хватает ответов. Речь идет о равнодушии и безнравственности некоторых граждан, корысти, предательстве, двуличии, эгоизме. Конечно, ничто нельзя изменить прямо завтра. Потребуется работа целых поколений. Но заниматься этим надо сегодня. Требуется гражданская решимость. Это призыв прежде всего к тем, кому больше дано.