НЛО в ставропольском небе
Надо заметить, что из года в год круг обсуждаемых проблем на подобных совещаниях практически не меняется. Хотя показатели, приведенные в докладе заместителя министра промышленности, энергетики и транспорта Владимира Камысовского, все же засвидетельствовали некий прогресс во взаимоотношениях государственных контрольных структур с воздушными силами. Если в 2002 году 48 процентов авиахимработ было произведено с нарушениями действующих требований, то в 2006 году их доля составляла 22 процента. В небе работали 27 юридических и физических лиц, их услугами воспользовались 210 сельхозпредприятий, в пик воздушной страды опрыскивали поля около 60 воздушных судов. По данным министерства, помогали им 20 самолетов-нелегалов, которые не значатся в государственном реестре воздушных судов. Некоторые аппараты вообще, как выяснилось, фигурируют как неопознанные уже несколько лет, и кому принадлежат, непонятно. Причем в «воздушном пиратстве» замечены главным образом авиаторы, базирующиеся за пределами края. Но самое страшное, что в действующем авиапарке есть суда просто опасные для жизни, выработавшие ресурс. При обнаружении таковые, конечно, можно опломбировать. Однако результат все равно получается нулевой: только проверяющий за порог, самолеты - в воздух... А размер штрафа такой, что никого этим наказанием не испугаешь.
При этом недостатка в ответственных за порядок в небе не наблюдается. Только из числа правоохранительных таковых три структуры. Но, как говорится, у семи нянек... Как пояснил заместитель начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД СК Роман Куникин, законодательная база такова, что привлечь к ответу «воздушных пиратов» очень сложно, наказать виновных можно только по административным статьям, но это «не наша практика, наша - дела уголовные». Представитель того же ведомства, начальник отдела оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям Александр Зинченко тоже открестился от проблемы: его коллеги готовы наказать тех, кто летает на «черных бортах» и уходит от уплаты налогов, но ловить нелегалов не их дело. Другой начальник - службы участковых - Геннадий Грицина заметил, что задача его подчиненных также лежит в другой плоскости, главное – это предупреждение терактов на воздушных судах. С чем, тьфу-тьфу, пока справляются...
Выступили на совещании и представители авиапредприятий из числа тех, естественно, кто работает, по их собственному выражению, «по-белому», то есть имеет на руках все разрешительные документы и платит налоги. Законопослушание увеличивает затраты предприятий, потому их расценки не могут конкурировать с теми, которые предлагают «воздушные пираты». А реальных правовых рычагов запретить тому же председателю работать с «черными бортами» нет. Правовой вакуум делает невыгодным честный бизнес.
Чтобы навести порядок, пришли к выводу участники разговора, необходимо вносить поправки в федеральное законодательство, дабы вернуть институт лицензирования авиахимработ, предусмотреть такую меру, как арест «черного» воздушного судна, и, наконец, ввести уголовную ответственность руководителей СХП, соглашающихся на сомнительное сотрудничество с «пиратами». Предлагались и более радикальные меры: «просто сбивать». Но это уже от обиды и бессилия.