Легенды хороши лишь для бестселлеров
Задачник - настоящий кладезь для любознательных. Каких только «заковыристых» вопросов в нем не встретишь! Скажите, например, знаете ли вы, кто из наших земляков в ХIХ веке был, по признанию Московского общества сельского хозяйства, «первым шелководом России»? А кто из кавказских православных епископов был причислен к лику святых? И как назывался символ власти казачьих атаманов? А в каком месте подворья невестки ставропольских крестьян хранили свое приданое? И где на территории Ставрополья «цветут» каменные розы?.. Словом, открывая этот необычный задачник, погружаешься в удивительный, красочный мир, как будто движешься на фантастической машине времени по ухабам столетий…
Задачник составляет единый пакет с учебником того же автора «Ставропольский край в истории России». Название точно отражает суть и цель издания, охватывающего период освоения народами России земель современного Ставрополья. Работа известного ставропольского ученого, преподавателя Ставропольского государственного университета кандидата исторических наук Алексея Кругова выпущена уже во второй раз при содействии министерства образования края. Второе, дополненное издание, считает автор, интересно и полезно как начинающим учителям, так и педагогам с многолетним стажем. Практика использования первого издания в течение нескольких лет это подтвердила и побудила автора усовершенствовать свой труд. Содержащиеся в нем тесты, викторины, олимпиады призваны помочь учащимся глубже изучить различные стороны жизни родного края, его историю, природу, экономику, культуру, быт и традиции населяющих его народов.
- Новый учебник стал более компактным, информативным, в нем больше внимания уделено культуре нашего края, - рассказывает А. Кругов. – Как историк-практик, я не раз наблюдал, что наши дети за суммой исторических фактов не видят конкретного, отчасти становясь иванами не помнящими родства. Они не понимают окружающего нас историко-культурного наследия. А вот через личности и события получают более полное, объемное представление, на эмоциональном уровне начинают чувствовать Историю! История, по сути, - это все, что нас окружает... Первые улицы твоего города, первые каменные дома, первые казачьи станицы, памятные места. И тут наш исторический задачник позволяет перевести урок из академической формы в игровую, где-то даже шуточную, где-то – дискуссионную. Через игру легче воспринимается информация. Детям очень нравится! Занятие проходит эмоционально, на одном дыхании. Задачник – это творческое поле деятельности как учителя, так и ученика.
Алексей Иванович вспоминает проходившие нынешней осенью в Ставропольской СШ №4 «Сургучевские чтения», где смогли пообщаться учителя и ученые СГУ. Воспоминания о личности нашего писателя-классика вывели на разговор о том, что порой за классно-урочной формой забывается экскурсионная: редко сегодня проходят школьники лермонтовской, пушкинской, сургучевской тропой. Не часто случается говорить о выдающихся деятелях культуры, живших или бывавших на Ставрополье. Все участники беседы были едины во мнении: такие формы работы с учащимися намного обогащают учебный процесс. Как и постоянный прямой контакт ученых и учителей.
Недаром автор несколько изменил акценты во втором издании учебника, учитывая пожелания педагогов, просивших «облегчить» (не упростить!) книгу, убрать некоторые факты, на их взгляд, лишние. Но кое-что и добавилось, ведь наука история не стоит на месте, выявляются новые факты, уточняются старые, казавшиеся известными. Например, несправедливо обойденными были участие ставропольцев в Отечественной войне 1812 года, их вклад в дело освобождения родины от наполеоновского нашествия.
- Мы редко говорим об этих людях. А ведь в 1815 году наш тогда маленький провинциальный городок торжественно встречал возвращавшихся из похода солдат и офицеров. Кто были эти люди? Узнать это мне помогли сотрудники краевого архива и краеведческого музея, с которыми я сотрудничаю многие годы. Видите: медалью «За взятие Парижа» были награждены солдаты-ставропольцы Жуков, Веревкин, Батищев...
Еще работая учителем ставропольской школы №5, Алексей Кругов мечтал о таком – своем – учебнике. И вот он теперь есть, да еще и с задачником, и совсем скоро к ним добавятся методические рекомендации педагогам. Как и первое издание, нынешнее оформил известный ставропольский художник В. Грибачев, книги богато иллюстрированы, причем нередко иллюстрации тоже несут в себе серьезный познавательный заряд. Сейчас готовится и медийная версия издания. Все это – результат последовательного сотворчества вузовского ученого с министерством образования края, заинтересованным в наличии в школьной программе регионального компонента. В совместных планах - новые книги, в том числе и на дисках. Компьютерный век диктует современные формы, более близкие молодежи. К советским учебникам, вспоминает Алексей Иванович, тоже когда-то прилагались учебные фильмы, например, об Александре Невском, и там тоже были практические задания. Вроде бы ничего и выдумывать не пришлось. «Я не изобретаю велосипед!» - говорит Кругов. Это - в отношении методов и форм. А вот над содержанием работа идет непрерывно.
Сложно было, в частности, собрать видеоряд. До революции ведь на Ставрополье почти ничего не снимали на кинопленку, только в виде открыток что-то сохранилось. Приходилось компенсировать музейными материалами. Но, если сейчас этого не сделать, дальше будет еще сложнее, убежден ученый: то, что мы создаем, – это база для будущих более полных реконструкций нашего исторического прошлого.
- Историческое знание не стоит на месте, - словно размышляет вслух А. Кругов. - То, что вчера считалось устоявшимся фактом, сегодня уже либо подвергнуто сомнению, либо даже опровергнуто... Как пресловутая, описанная многими встреча царя Николая I с декабристами в Ставрополе – встреча, которой на самом деле никогда не было. Фантазии и легенды хороши для бестселлеров. Историк опирается только на факты. Правда, не все молодые ученые это хорошо понимают...
Сегодня создаются учебники и по географии, и по литературе Ставрополья. Ученые СГУ активно работают на поле регионального компонента. Как рассказывает А. Кругов, их надежным партнером стала министр образования края
А. Золотухина. Работу над новым комплектом вообще можно считать коллективным плодом, в его создание внесли свой вклад и декан истфака СГУ профессор А. Кудрявцев, и преподаватель, кандидат исторических наук М. Нечитайлов, и доцент СКИПКРО Е. Михайлова, как практик, работающий с учителями. Находят ученые понимание и у ректора вуза профессора В. Шаповалова, который последовательно отстаивает за университетом задачу: присутствовать на образовательном поле края. Совместная деятельность университета со школами и иными образовательными комплексами показывает наглядно, что они союзники.
- Нынче много говорится об отсутствии в стране объединяющего идеологического стержня,- продолжает А. Кругов. - А выдумывать ничего не надо! Вот она, малая родина, вот ее история, отражение истории государства, но – очеловеченная история. Кроме того, знание истории края – никогда не устану повторять – есть неотъемлемая часть каждого образованного, культурного человека.
История вообще универсальная наука, развивающая собственно личность через вековой опыт поколений... Но уповать на одних педагогов и ученых без поддержки государства не стоит. Вспоминая еще раз о сургучевских чтениях, Алексей Иванович с горечью констатирует: власти города Ставрополя пока еще мало сделали для увековечивания наследия Сургучева. Нельзя же в самом деле считать достаточным наличие в городе одной мемориальной доски писателя.
Не так давно А. Кругов вернулся из Страсбурга, где участвовал в конференции по проблемам преподавания истории в поликультурном обществе, организованной Департаментом образования, науки и культуры Совета Европы. Были представлены Скандинавские страны, Франция, Испания, Египет... Доклад А. Кругова о преподавании истории в школах Северного Кавказа и Юга России вызвал большой интерес, в частности, затронутые в нем проблемы межэтнической напряженности в молодежной среде, предотвращения этнополитических конфликтов в регионе. Ученые немецкого института Георга Эккерта предложили нашему земляку участие в их научном проекте. Европу особенно интересует «образ другого в истории»: озабоченная ростом исламского влияния и присутствия, Европа теперь думает, что с этим делать дальше... Обеспокоены все, в том числе и ученые. А мы можем предложить наш, российский, опыт сосуществования народов и культур. Вот этому и учит История.