Движение сопротивления
«Заморские окорочка»
Молодежную революцию 60-х годов ставят на Западе в один ряд с такими событиями ХХ века, как освоение космоса и создание ядерного оружия. Политический антибуржуазный бунт французского студенчества и столь же антибуржуазная культурная революция американской молодежи - два полюса этих событий, демократизировавших донельзя западный мир. Выступив против диктатуры буржуазных ценностей, главные из которых - деньги, молодежь была заодно и против традиционных культурных норм. Пострадала ли в результате буржуазия? Ничуть. Буржуазия здорово заработала на молодежных революциях. Она их коммерциализировала, запустив в оборот новую молодежную моду, новую музыку, новые пристрастия. Появилась мощная индустрия развлечений: молодежь осознала себя участником процесса...
Отзвуки западных революций докатывались и до СССР: первые неформальные группы, подпольные рок-клубы и прочее. На положении молодой семьи это практически не сказывалось. Брачная модель оставалась неизменной: браки были ранние, почти поголовные, в три «этапа»: свадьба, сексуальный дебют, рождение первенца...
Наступили 90-е годы. То, что произошло в отношениях полов и поколений, с полным правом можно назвать революционным переворотом, как и на Западе, потрясшим устои общества. С одной только существенной разницей: «там» процессы вызревали внизу, естественно и стихийно. У нас они были спущены сверху. Молодежную сексуальную революцию, как заморские окорочка, экспортировали бывшие партийные и комсомольские боссы. Как это было сделано, мы хорошо помним. ТВ, реклама, эстрада, желтая пресса и... Результаты превзошли ожидания: индустрия порока - одна из самых прибыльных в мире. Но нет худа без добра. Все, что дается в России сверху, способно вызвать аллергию, внутреннее сопротивление и дискомфорт, если человеку или же обществу в целом не удается вписаться в неожиданно возникший исторический пейзаж. Даже из небольшого собственного опыта молодые начинают понимать, что жизнь - это не ток-шоу, а семья и свобода несовместимы, как гений и злодейство. Когда все тайное становится явным, оно одновременно становится и скучным, и вновь душа просит загадки, испытаний, надежды. Иными словами, когда «революция сверху» исчерпывает свой потенциал, начинается «революция снизу» - осмысление и возвращение к истокам.
Цифры и факты
Что же принесла российскому обществу сексуальная молодежная революция? Распался монолит, в котором более чем 90 процентов юношей и девушек 20-24 лет вступали в брак. Рождение ребенка перестало быть плановым: теперь более половины первых браков происходит с беременными невестами. Высочайший уровень абортов. Увеличился возраст вступления в брак: 23,5 - 26 лет. 50 процентов молодых пар начинают сожительство без оформления брачных отношений. Раньше такие пары составляли лишь 20 процентов. Резко ослабилась мотивация к рождению второго и третьего ребенка. Интенсивность разводов тем не менее не увеличилась, хотя и остается на высоком «советском» уровне. Открытием стал и тот факт, что российские браки не самые плохие в мире. После пятилетнего существования в России распадается 20 процентов брачных союзов, в Швеции - 35, в США - более 40 процентов. Что же касается сожительства, то и здесь за Россией преимущество: к 10 годам совместной жизни их распадается 25, в Швеции - 40, в Америке - 50 процентов.
Среди молодежи популярность зарегистрированного брака падает. Втрое падает и рождаемость в незарегистрированных браках. От традиционной модели семьи Россия движется к так называемой шведской, нетрадиционной, для которой характерно совместное проживание партнеров до брака. Самое серьезное последствие снижения брачности - рождаемость. Каждый третий российский ребенок в 2004 году родился вне брака - всего около полумиллиона детей. Для сравнения: в Швеции внебрачными родились уже половина детей, в Дании - 55, а в Исландии - 70 процентов! Социологи утверждают, что это не означает, будто все дети растут без участия отцов. Однако, считают они, негативные последствия внебрачных рождений в России выражены гораздо более резко, чем на Западе. Демограф с мировым именем А. Гундаров, доктор медицинских и философских наук, наш, кстати, земляк, главной причиной демографической катастрофы и нестабильности молодой российской семьи называет разрушение шкалы моральных ценностей и насаждение духа вседозволенности.
(В материале использованы данные социологического исследования в рамках международного проекта «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе». Независимый институт социальной политики).
Исповедь: «Кого любить?»
Володя Е., студент II курса Ставропольской технической академии:
- Один мой родственник, московский врач из клиники Бурденко, недавно сказал мне: «Приходится вести партизанскую войну, чтобы сохранить нравственность своих детей». Да я и сам живу, как партизан. Днем - один из всех «прикалываюсь и придуряюсь», а поздно вечером сижу за компьютером, и такая тоска... Девушки у меня нет. Все красавицы недоступны, если ты простой безденежный смертный. Может быть, нормальные девчонки и существуют, но они в тени тех, кто задает тон. И я уже никому не верю!..
Наташа Т., студентка IV курса СГУ:
- Зайдите в любую аудиторию: девушек большинство. Ситуация, как на рынке - конкуренция и ажиотаж. Но вот, допустим, появляется молодой человек. Вступить в близкие отношения он «за», но с условием, что жениться ты его не попросишь. Выбор такой: либо ни к чему не обязывающие сексуальные отношения, либо - и это в лучшем случае - гражданский брак. Те же кто все-таки женятся - небожители! Чтобы не выпасть из игры, приходится делать вид, что ты крутая, современная. На самом деле, мы все хотим нормально устроить свою жизнь - чтобы и дом, и муж, и дети. Но все ближе подступают вопросы: где работать и жить? Кого любить?.. Может быть, взрослые нам подскажут?
В жанре размышления
В сущности Володя и Наташа говорят об одном и том же: недоверии молодых друг другу и внутренней зависимости от того, что называется «духом времени». Стало быть, кризис в обществе еще не изжит, но кризис надо уметь встречать лицом к лицу. Пока молодые думают, что главная забота - острая нехватка денег. Но это лишь часть проблемы. Интерес молодых - в осознании себя носителями здорового морального духа и моральной силы. Не случайно известный деятель церкви, московский диакон Андрей Кураев призывает молодых стать в ряды русского сопротивления: если вы стремитесь создать семью, растить детей, вы сопротивляетесь душевной проказе - пьянству, игромании, наркоте. Собственно, уйти можно лишь в две стороны: большей аскезы или большей распущенности. Но известно - в эпидемии выживает тот, у кого иммунитет лучше.
Чтобы появился дом, муж (жена), дети, надо готовиться к этому событию, а не «косить» под крутую девчонку или парня. Плохих времен не бывает: испытания даются, чтобы узнать, чего стоит человек. Мужчина и женщина.
Вспомним о «Домострое»
Его автор протопоп Сильвестр описал в XVI веке почти идеальное ведение домашнего хозяйства. Но главная «интрига» сюжета в другом. Не рецепты яств и солений, а святой дух семьи, словно завещание, передавался от поколения к поколению. Только что же это за дух такой? Это как если бы зримый Бог захотел войти в наш дом и ничто не должно было бы нас при том смутить. Но и незримый, он всегда стоит на пороге.