00:00, 11 декабря 2004 года

Змей, который крадет детей

В числе делегатов от 52 регионов России была и заведующая диспансерным отделением Ставропольского краевого клинического наркологического диспансера Ирина Березуцкая.

Мальчиши-алкаши

Это шокирующее определение ныне становится обыденным. Любовные свидания современных «ромео и джульетт» не обходятся без пива и баночно-бутылочных коктейлей. Никого сегодня не удивит и прилично одетый подросток, валяющийся в луже собственной рвоты.

Врачи-наркологи бьют тревогу.

- В свое время, - рассказывает Ирина Березуцкая, - по всей стране отмечался стремительный рост популярности психотропных веществ в детской и подростковой среде. Сейчас мы наблюдаем другую, не менее страшную картину: среди детей и подростков растет число почитателей алкоголя. И можно констатировать: зеленый змий похищает наших детей.

Девятилетний Миша К., несмотря на свой юный возраст, хорошо знаком ставропольским врачам-наркологам. Регулярно выпивает с такими же, как он, малолетними друзьями, всем напиткам предпочитая сорока-градусную. В перерывах между пьянками «для разнообразия» нюхает клей и дышит парами бензина. Свое пристрастие к «суррогатам счастья» объясняет просто: «Пью, чтобы весело было».

Таких детей, как Миша, называют безнадзорными: вроде и родители есть, но при живых маме с папой он – сам себе хозяин. О своем будущем Миша не задумывается, но твердо верит в то, что не пропадет.

Другого мнения специалисты-наркологи. Разделить ребяческий оптимизм не дает печальный опыт сотен детей, состоящих на учете в наркодиспансере.

Пиво без водки – деньги на ветер

В чем причина алкоголизации российской детворы? Единодушное мнение наркологов: активная пропаганда пива с экранов телевизора, газет и рекламных щитов совершила переворот в сознании не только детей, но и их родителей. Учителя рассказывали мне, как встреченные на улице ученики с бутылкой пенного напитка в руках даже не старались ее спрятать. «Но это же только пиво, - удивлялись они негативной реакции наставников. – Нам родители разрешают».

И что показательно: с точки зрения закона, они правы. До сих пор сей пенный напиток не считается алкогольным продуктом, хотя медикам известно: выпил два литра пива – считай, что «принял на грудь» двести граммов водки. Хорошо известно и такое явление, как пивной алкоголизм. Знаменитая фраза «пиво без водки – деньги на ветер» прочно вошла и в детский лексикон.

Сейчас на учете в краевом наркодиспансере состоят около 600 потребляющих алкоголь детей и подростков. И это только верхушка айсберга.

Когда море по колено

А ведь «благополучные» детки пьют не меньше своих безнадзорных и беспризорных ровесников. И, что самое печальное, все больший интерес к выпивке проявляют девочки. 1442 подростка и школьника из 22 школ краевого центра участвовали в анонимном опросе, который проводил в прошлом году информационно-методический центр управления образованием Ставрополя совместно с город-ским центром медицинской профилактики. Результаты шокируют.

«Закладывать за воротник» дети чаще всего начинают в 14-15 лет. 39 процентов восьмиклассников Ставрополя признались в употреблении алкоголя. Поначалу – от случая к случаю. Затем – каждый праздник. К одиннадцатому классу не прочь выпить уже 67 процентов подростков. При этом подавляющее большинство опрошенных сообщили, что малые дозы алкоголя их не устраивают. Нужно больше. Мнение подростков точно выразил один из участников опроса, ученик восьмого класса: “Редко, но метко”.

Однако, “благополучные” папы и мамы не спешат вести ребенка к специалистам. И дело здесь не в родительском равнодушии.

- Нас почему-то боятся, - недоумевает Березуцкая. – Видимо, опасаются, что о вредных пристрастиях чада станет известно в школе, в инспекции по делам несовершеннолетних... И совершенно напрасно. Мы делаем все, чтобы реально помочь ребенку. По желанию оказываем анонимную помощь. Причем, абсолютно бесплатно. К тому же, страшиться надо не огласки (долго скрывать интерес ребенка к выпивке все равно не получится), а того, что привычка перерастет в болезнь, полное излечение которой весьма проблематично.

Сложность вот в чем. В отличие от взрослых у детей еще отсутствует «память о прошлых подвигах»: о счастливой жизни без рюмки, хорошей работе и крепкой семье. Жизнь, подернутая алкогольной дымкой, видится ребенку абсолютной нормой. Поэтому одна из главных задач, над решением которой бьются психологи и социальные работники, - как вернуть ребенку общественно значимые жизненные интересы. Без этого все старания медиков будут напрасными.

Насилие во благо

Как остановить нашествие зеленого змия? Однозначного ответа на этот вопрос не даст, пожалуй, никто. Но и сидеть сложа руки - все равно, что копать могилки собственным детям. Более 40 процентов из всех зафиксированных в прошлом году отравлений детей и подростков вызваны именно потреблением алкоголя. И спасти удается не всех.

В Советском Союзе проблема детского алкоголизма официально не существовала. А потому в отличие от взрослой детская наркология в России начала формироваться только в 90-е годы. На совещании в Чебоксарах говорили о необходимости развития наркологической стационарной, амбулаторной, неотложной и профилактической помощи детям и подросткам. На рассмотрение медикам передали проект приказа Министерства здравоохранения РФ, в котором содержатся положения о стационарном и амбулаторном лечении, разработаны стандарты обследования и лечения детей и подростков.

Хорошее начинание. Только как претворять в жизнь решения высоких чиновников, если по всей стране катастрофически не хватает специалистов. Ставрополье – не исключение. В ряде районов нашего края детских врачей-наркологов нет вообще. Ставропольский край остается чуть ли не единственным регионом России, где нет ни одного местного закона, направленного на выявление и обязательное лечение детей и подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ.

- Многие правозащитники выступают против принудительного обследования и лечения подростков, - говорит Ирина Березуцкая. - Дескать, так мы нарушаем права ребенка. При этом не принимается во внимание тот факт, что в медицине существует понятие анозогнозии – то есть отрицания своей болезни. Даже взрослый человек, больной алкоголизмом, не может адекватно оценить свое состояние. Что же говорить о детях?

Помочь им – задача и обязанность взрослых. Есть позитивные наработки и в нашем крае. Еще в 1999 году на базе краевого клинического наркологического диспансера было открыто одно из первых в стране детско-подростковых стационарных отделений. За пять лет работы нашим врачам удалось помочь многим детям и подросткам. Главное - убедить ребенка и его родителей в необходимости лечения. В этом медикам помогают психологи и работники социальных служб.

Предупрежден – значит вооружен

Однако, как уже говорилось, вылечить мало. На совещании детские врачи-наркологи ратовали за создание реабилитационных центров для детей и подростков. При этом отмечали, что у большинства ребят, попадающих в стены наркодиспансеров, нет сформированного заболевания. Учитывая особенности психики ребенка и необходимость совмещать реабилитацию с учебой, решили, что создавать такие центры целесообразней в системе народного образования и органов соцзащиты.

Известна истина: любое заболевание легче предупредить. И огромная ответственность за профилактику детского алкоголизма лежит на родителях. Недаром на первом месте среди причин, побуждающих ребенка взяться за рюмку, врачи-наркологи называют отсутствие семейной поддержки. На втором месте – безделье. Большое значение врачи-наркологи уделяют и семейному воспитанию культуры потребления спиртных напитков.

Но главное - четко понимать, что ребенок и алкоголь несовместимы в принципе. Цивилизованный мир это уже усвоил, и даже двадцатилетний парень с бутылкой пива для Америки - вещь невозможная. Когда же это поймем и мы?