Сладкое коварство классики
Не будем сейчас говорить о том, почему все большие режиссеры прошли искушение чеховским шедевром: Станиславский, Висконти, Брук, Стреллер, Вайда, Некрошюс, Эфрос и т. д. Зато поразмышляем о событии не менее для нас интересном, поскольку речь идет о наших собственных возможностях. В ставропольском краевом театре кукол готовится к выпуску премьера «Вишневого сада», постановку которого осуществил главный режиссер театра Григорий Гольдман.
За семидесятилетнюю историю ставропольского театра кукол - это первый случай работы для взрослого зрителя и первый же - на гениальном материале Чехова! Кстати, осознавая этот факт, подумала: должна быть все-таки некоторая первопричина подобной смелости наших кукольников. В «Вишневом саде» существует атмосфера простоты и даже определенной невинности - то, что в принципе соответствует природе детского театра. Впрочем, кажущаяся чеховская простота неизбежно оборачивается сложностью и в этом вообще сладкое «коварство» русской классики.
Все было бы понятно, если бы речь шла об обычной драматической постановке. Однако Григорий Гольдман предельно усложнил собственную задачу, введя в действие театральных кукол. И это больше, чем эксперимент, это определенный взгляд на мир. В этом смысле следует понимать и о-бозначенный театром жанр спектакля: «некукольная комедия», что означает «неигрушечная». Для нас кукла - игрушка, в кукольном театре она - духовное существо.
Яркая профессиональная игра актеров увлекла, пожалуй, сразу. Но мастерство существенно лишь тогда, когда оно не проигрывает содержанию. В этом тайна огромного воздействия русской литературы на остальной мир. Вот почему больше всего и волновало, как постановщик прочтет Чехова. Опасения подобного рода неизбежны. Многозначность классики - уже законный повод для режиссерских толкований. В то же время чем тоньше интуиция художника, тем ближе он к оригиналу. Режиссеров много, но Чехов единствен: классика сегодня необходима, чтобы возобновить течение русской жизни. Мы устали от бесконечных интерпретаций реальности. Нам нужна сама реальность.
В третьем акте будущего спектакля есть сцена, глубоко чеховская по своему настроению. Любовь Андреевна Раневская истомилась: в городе идут торги, имение может быть продано. Появляются Лопахин и брат Леня. «Ну что?» - «Продано!». Участники сцены замерли, что тут скажешь? Куклы, все знающие про нас, людей, жертвенно склоняют свои кукольные головы, будто кладут их на плаху... Поразительно живое чувство сострадания и печали - то, что уходит из нашей жизни. Вишневый сад - вот настоящий узел проблем, потому что сад - это больше, чем деревья. Жизнь прошла, а сад остался, и его, как собственное детство, нельзя продать. Но сад - не только поэтический образ, он еще и собственность, переходящая из одних рук в другие. Сад и есть наша мать сыра-земля, и по отношению к ней совершается судьбоносный выбор. Не будь у нас этой проблемы, Россия была бы другой страной, а еще скорее - ее просто не было бы.
Лопахин, центральная фигура и пьесы, и спектакля, пытается всех спасти. Вырубим, говорит он, вишневый сад, землю порежем на участки и сдадим внаем дачникам. Но его не понимают. Деньги будут, а сада не будет? Как же это? Вечный студент Петя Трофимов роняет: «Вся Россия - наш сад». Вишневый сад - главное действующее лицо чеховской пьесы. А в спектакле?
- Всю жизнь, - рассказывает Григорий Гольдман, - я мечтал поставить «Вишневый сад» и понял, что сейчас это нужно сделать. Со времени написания пьесы и смерти Чехова прошло 100 лет - символический срок в нашей истории. Через всякую сотню лет в России происходит исторический слом. Мы тоже находимся теперь в его опасной зоне. Вот почему эта пьеса на все времена. И каждый социальный взрыв находит свои жертвы, не усадьбы гибнут, а люди. Лопахин, словно хирург, понимает, что режет по живому. Но всегда есть люди, которым самой судьбой предназначено что-то изменить.
- Герои Чехова, уходящие в будущее, заряжены надеждой. Аня весела, как ребенок, Петя не берет у Лопахина денег. Чехов говорил: «Сколько силы, энергии, веры в народе...». Отсюда и его жанр - комедия, история - «с бодрым концом». У вас же Аня всех ненавидит...
- Чехов еще не знал, что случится в жизни с его героями. Но именно у него в пьесе рубят прекрасный вишневый сад - символ уходящей жизни.
Молодая актриса театра Наталья Ледовских, исполнительница роли Ани, приняла участие в разговоре:
- Наша Аня-подросток, она против всех, ей страшно. Старая жизнь кончилась, новая - не началась, почва ушла из-под ног. Сегодня в этом положении вся молодежь, многие не могут понять, что им нужно в жизни. А русских классиков впервые читают, встретив их имена у модных Пелевина и Сорокина...
* * *
Что ж, спектакль еще не начал свою жизнь, но уже за-ставляет думать и спорить. Чехов в Ставрополе - это же настоящее событие! Премьера «Вишневого сада» состоится 9-10 октября в 17 часов на сцене Ставропольской краевой филармонии. Пожелаем театру понимающего зрителя.