Начало сезона в Ставропольском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова вновь убедило в широте творческого диапазона этого коллектива. Причем убедило весьма наглядно...

Две премьеры, показанные в двухнедельный отрезок времени, – настолько разные спектакли по жанрам, стилю, внешней выразительности, что зрителю остается только радоваться, ну, и осмысливать увиденное, конечно. Заранее скажу, что у каждой из постановок будет свой зритель. Свой в смысле эстетических предпочтений и жизненных критериев вообще. Итак, первым мы увидели спектакль без обозначения жанра, зато с загадочным названием «Фирс», вторым – комедию с многообещающим заглавием «Примадонны». Более отличающиеся друг от друга постановки, пожалуй, трудно представить. Хотя есть актеры, занятые в обеих премьерах. Примечательно, что ставропольская сцена стала первой, где поставлена пьеса «Фирс» нашего современника Г. Сорокина.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что само слово «Фирс» не у меня одной вызывает совершенно четкую ассоциацию с чеховским «Вишневым садом»: помните тамошнего слугу Фирса, брошенного хозяевами умирать вместе с вымирающим «дворянским гнездом»?.. Этот очевидный отсыл к классику автор современной пьесы сделал явно намеренно, видимо, стремясь пробудить в нас какие-то определенные ощущения. Однако предлагаемые им обстоятельства и характеры ничего общего со своим драматургическим предтечей не имеют. Я даже назвала бы увиденное в спектакле «Фирсом наоборот»… Или анти-Фирсом! Сам сюжет показался довольно надуманным, хотя и не лишенным современного, так сказать, акцента. Неожиданно разбогатевший (не то, что вы подумали, человек наследство получил!) главный герой во что бы то ни стало желает через материальное благополучие ни больше ни меньше как повернуть время вспять. То есть обрести вновь облик представителя высшего общества подобно своим предкам. С роскошным домом и прочими приметами дворянского гнезда, только теперь чуть ли не с видом на Кремль. Как все это «читается» в контексте XXI века, кажется, понятно без дополнительных разъяснений. Плюс ко всему появляется он – тот самый анти-Фирс. Однако не буду раскрывать секретов сюжета, в котором есть свои любопытные повороты и неожиданные столкновения характеров.

Раскрываются эти характеры стараниями небольшого, но интересного актерского ансамбля, подобранного приглашенным постановщиком народным артистом России Юрием Ерёминым, работающим в столичном театре им. Моссовета. Это имя известно в театральных кругах Ставрополья по его предыдущим постановкам на здешней сцене, одни из недавних – «Герой нашего времени» и «Маскарад» по Лермонтову. Юрий Ерёмин перед Лермонтовым благоговеет, недаром посещает святые лермонтовские места в нашем крае. Но, как признался сам Юрий Иванович, есть у него еще один идеал – Чехов:

– У него нет только плохих или только хороших персонажей, в центре искусства – человек вообще, его большой или маленький – в зависимости от личности – внутренний мир. Под героем я понимаю одно: как через него выявляется какая-то проблема.

Режиссер остается верен себе и в новой постановке: практически в каждом персонаже так или иначе отражена «проблема». Понимают это и актеры, эти характеры-проблемы изображающие. Особенно убедителен в главной роли почетный деятель искусств СК Игорь Барташ. Полное ощущение слитности артиста со своим персонажем, в которого он вкладывает целый набор выразительных деталей – от манеры говорить и походки до поражающего своим цинизмом подхода к жизни. Под стать ему молодая актриса Белла Шахназарян в роли Веры – достойной спутницы оригинального авантюриста. Ей ничего не стоит облапошить влюбленного «нового дворянина» на фоне его романтических грез о своей якобы элитарности. Богатый наследник выглядит несколько бледнее, хотя его и старается эмоционально наполнить талантливый Александр Кошелевский. Однако образ, как мне показалось, недостаточно четко прописан автором, и эти драматургические «ямы» то и дело как-то… обесцвечивают характер. Равно как явно мало что играть остальным исполнителям, чьи герои обозначены и вовсе довольно схематично.

Словом, психологический срез нашего времени, при всей актуальности верно схваченных автором «проблем», вызывает противоречивые ощущения. Безусловно, Ю. Ерёмин – мастер мирового уровня, каждая его постановка – событие в театральной среде, будь то в Москве или, например, в Китае, где он работал в прошлом году. Именно поэтому не хочется давать поспешных оценок «Фирсу», а хочется пожелать спектаклю умного, вдумчивого зрителя, способного разгадать режиссерские загадки. Упрощенность сюжета и условность декораций – отнюдь не признак поверхностного решения, это, как мы уже знаем, отражает творческий почерк Ю. Ерёмина, в который раз вносящего новую струю в театральный мир Ставрополя.

Безоговорочно украсила репертуар театра постановка абсолютно иного плана: заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков вновь блеснул в комедийном жанре, где за ним давно закрепилось звание мастера. В его режиссерском послужном списке немало по-настоящему ярких, веселых, позитивных спектаклей, привлекающих зрителя отнюдь не только своей внешней выразительностью. Каждый раз за смешным у Бирюкова кроется умный подтекст. По сути, Валентин Валентинович не одно десятилетие дает публике уроки добра и радости, счастливые уроки – без поучительной интонации, но и не впадая в развлекательность. Вот и пьеса «Примадонны» американца Кена Людвига из этого ряда. Далеко не новый, но не стареющий сюжет, построенный на забавных приключениях двух безработных артистов, которые в погоне за огромным наследством некой пожилой миллионерши выдают себя за ее племянников… Чисто бродвейская история, столько раз обыгранная и театром, и кинематографом, смотрится свежо, вовсе не затасканно.

Впрочем, у В. Бирюкова иначе и быть не может. Например, в прошлом сезоне он смог замечательно обновить свою собственную постановку двадцатилетней давности «Семейная кадриль»: проверенная советская классика заиграла новыми красками с новым оформлением сцены, новым актерским составом. Ну а «Примадонны» ставропольскому зрителю не знакомы, и уже в этом привлекательность спектакля, сделанного по-бирюковски талантливо, с присущим только этому режиссеру смаком. Но если «Кадриль» несла в себе все черты лирической комедии о любви, то на сей раз перед нами откровенная комедия положений, щедро приправленная эмоциональной остротой и хохмаческой (в хорошем смысле слова) перчинкой.

Весь этот богатый набор явно по душе исполнительскому составу спектакля. На хорошем творческом подъеме вживаются в образы главных героев артисты Игорь Барташ и Илья Калинин, смело окунувшиеся в карнавальный мир эффектных переодеваний, превращений, преображений… И ведь, по сути, не столько костюмное, сколько духовное преображение переживают два симпатичных неудачника, кинувшиеся во все тяжкие на поле обогащения. Несущий на себе основную смысловую нагрузку актерский дуэт блестяще справляется с поставленной задачей: перекатывающиеся по залу волны смеха и аплодисментов тому подтверждение. Думаю, и И. Барташ, и И. Калинин этими ролями могут вписать новые значительные строки в свои личные актерские достижения. Потому что веселить публику и хохмачить надо тоже с умом! И с чувством меры, с чувством локтя партнера, с пониманием того самого смыслового подтекста, без которого все действо превратилось бы в обыкновенный развлекательный балаган. В полноценной комедии одними розово-голубыми тонами одежд героев или хореографическим комикованием не обойтись, нужно нечто большее. И здесь оно есть.

На очень достойном уровне в едином интонационном ключе спектакля ведут свои роли все занятые в нем актеры. Прежде всего великолепна миллионерша Флоренс в исполнении заслуженной артистки России Светланы Колгановой: вот тот случай, когда вроде бы играть-то нечего, а вырисовывается своеобразный характер, и делается это так легко, с таким очарованием и юмором, умением сочетать которые в полной мере обладает эта актриса. Отличные находки в рисунке своих героев демонстрируют Елена Днепровская, Марина Каткова, Георгий Серебрянский, Владимир Петренко, Филипп Харций. Замечательно осовременен здесь герой Ф. Харция: рэпер на драматической сцене – это интересно. И даже совсем уж крохотная роль с длинным названием «председатель общества гуманной охоты на лосей» сделана Юрием Иванкиным весьма колоритно. Пока не довелось видеть работу заслуженного артиста России Александра Ростова, играющего одну роль с Г. Серебрянским, но, зная его возможности, уверена, что и с его участием спектакль обретет много нового. А возвращаясь к бродвейской закваске пьесы, стоит заметить, как уместны в спектакле оптимистичные танцевальные сцены финала, исполненные артистами с азартным наслаждением, красиво и весело.

Итак, в ставропольской драме становится хорошей традицией ознаменовывать каждый сезон буквально каскадом премьер – ярких и разных. Кстати, продолжения каскада ждать совсем недолго: уже сегодня на сцене новая премьера «Вышел ангел из тумана». Но об этом речь впереди.