17:23, 20 марта 2014 года

Как решить проблему с электричками в регионе Кавказских Минеральных Вод?

Почему железнодорожники совершили такое и как свести к минимуму ущерб, нанесенный потенциальным пассажирам? Об этом в ходе пресс-тура в Минеральные Воды журналистам краевых СМИ, а через них населению Ставропольского края рассказали должностные лица министерств и ведомств.

Хорошо помню, как еще лет 15 назад специалисты существовавшего тогда Минераловодского отделения железной дороги говорили, что дробление единого, идеально сбалансированного хозяйства МПС на несколько самостоятельных компаний до добра не доведет. Кто-то ухватит сливки от выгодных грузовых перевозок, а другим придется бесконечно «выруливать» из убытков. Увы, с начала нынешнего года признаки системного кризиса пригородных пассажирских перевозок проявились отчетливо. По данным ОАО «РЖД», в январе в 26 регионах России было отменено 144 пригородных поезда. Еще почти 160 пар электричек железнодорожники намерены сократить до конца мая. Причиной этого кризиса эксперты считают непродуманную систему взаимоотношений ОАО «РЖД» и ее дочерних компаний по пригородным перевозкам.

Сейчас Правительство РФ рассматривает вопрос о долгосрочной модели организации пригородного сообщения в России. Весьма вероятно, что в масштабах страны проблему удастся решить в ближайшие месяцы или годы. Но ведь каждому отдельному гражданину, пострадавшему от самоуправства пригородных пассажирских компаний, выход из железнодорожного тупика приходится искать здесь и сейчас.

Ситуацию на Ставрополье журналистам, собравшимся у входа в железнодорожный вокзал станции «Минеральные Воды», обрисовал заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта СК Андрей Лазуткин.

- В феврале пригородная пассажирская компания отменила 6 пар поездов, с 15 марта – еще 15. К сожалению, эти отмены компания произвела в уведомительном порядке. Видимо, к таким действиям железнодорожников побудили какие-то внутренние причины. Нам они не совсем понятны. Мы пытаемся вести переговорный процесс, но по факту происходит то, что происходит.

А произошли весьма неприятные для десятков тысяч жителей Ставрополья изменения. На маршруте «Минеральные Воды - Стодеревская» пригородного железнодорожного сообщения отныне вообще не существует. Прекратили курсировать электрички между станцией «Бештау» и городом-курортом Железноводском. На маршруте «Минеральные Воды - Буденновск» осталась только одна пара пригородных поездов. Отменено три пары электричек, следовавших из Минеральных Вод в Невинномысск и Коноково. А ведь почти все села и станицы в этой части Ставрополья располагаются вдоль железной дороги. Многие их жители каждый день ездят на работу или учебу либо в Невинномысск, либо на Кавказские Минеральные Воды. Отменены пассажирские поезда на маршрутах «Невинномысск - Коноково», «Ставрополь - Темижбекская», «Темижбекская - Кавказская», «Ставрополь - Палагиада». Как ни странно, ОАО «СКППК» сократило количество электричек и на самой загруженной на Северном Кавказе железнодорожной ветке «Минеральные Воды - Кисловодск». Причем компания это сделала в канун пика курортного сезона.

Чем обусловлены такие действия Се­веро-Кавказской при­городной компании и насколько они обоснованны? Об этом журналистам рассказала представитель региональной тарифной комиссии Ставро­польского края Наталья Гурницкая:

- Тарифы на пригородные пассажирские перевозки устанавливает региональная тарифная комиссия на основании процедуры, утвержденной на федеральном уровне. После изучения всех представленных данных эксперты РТК определяют экономически обоснованный тариф. Сейчас он составляет 18 рублей 9 копеек за одну зону пути (это около 10 километров). Еще в сентябре прошлого года на заседании правления региональной тарифной комиссии, где обсуждали этот тариф, присутствовали представители железной дороги. То есть пригородная пассажирская компания заранее была ознакомлена с тем уровнем тарифа, который будет действовать с начала 2014 года. Однако на протяжении нескольких месяцев каких-либо заявлений о разногласиях по установленному тарифу от железной дороги не поступало.

Гром грянул в начале нынешнего года. Сначала Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания предложила установить тариф в размере 24 рубля 20 копеек за одну зону. Каких-либо серьезных аргументов, обосновывающих столь значительный рост стоимости проезда в электричках, железнодорожники не привели. Правительство края сочло, что покрывать издержки железной дороги, взваливая столь тяжелое бремя на население, несправедливо. Тогда ОАО «СКППК» потребовало выплатить из бюджета Ставропольского края субсидию в размере 250 миллионов рублей. Опять же не представив сколько-нибудь убедительных расчетов. Правительство края отклонило этот «ультиматум», поскольку региональный бюджет в 2014 году предельно жесткий. Удовлетворить требование железнодорожников можно было бы только в ущерб финансированию здравоохранения, образования и других жизненно важных отраслей. В ответ ОАО «СКППК» почти наполовину сократило количество рейсов пригородных поездов.

Чтобы сгладить для населения возникшие проблемы, врио губернатора и правительство края решили везде, где возможно, вывести на маршруты дополнительные автобусы. Как это будет выглядеть, журналистам рассказал и показал гендиректор государственного казенного учреждения «Ставрополь-авто» Виталий Тальницкий. По его словам, если на некоторых маршрутах (например, таких как «Ставрополь – Темижбекская») полноценно заменить электрички автобусами технически невозможно, то на Кавминводах особых проблем не возникнет.

В одном квартале от площади железнодорожного вокзала станции «Минеральные Воды» находится остановка пригородного автотранспорта. Отсюда уже не один год отправляются автобусы и маршрутки в Пятигорск и Железноводск. Теперь же, как заверил Виталий Тальницкий, их количество существенно возрастет. Кроме того, открыт новый маршрут

№ 133 «Минеральные Воды – Кисловодск». Его будут обслуживать шесть автобусов.

Корреспондент «СП» сел в первый остановившийся автобус с табличкой «133». Автобус новенький, комфортабельный, совместного производства российской и южнокорейской компаний. Хотя до часа пик на дорогах было еще далеко, уже на выезде из Минеральных Вод пришлось некоторое время постоять в пробке. Куда более серьезный затор образовался перед Пятигорском, на стыке федеральной трассы и объездной дороги. Вскоре стала ясна причина – на перекрестке стояла легковушка с изувеченным бампером, а рядом – обескураженный водитель. Медленно в сплошном автомобильном потоке объехали город. На выезде из Пятигорска увидели еще одну аварию. Так что переход с железнодорожного на автобусное сообщение безопасности пассажирам явно не прибавил. Да и время в пути заметно увеличилось. Не распространяются на автомобильный транспорт и те льготы, которые действовали в пригородных поездах.

Но самое прискорбное: даже современные автобусы в отличие от электричек загрязняют воздух Кавминвод выхлопными газами. А это прямой ущерб природным лечебным факторам курортного региона.

- Я с вами абсолютно согласен, - ответил на замечание корреспондента «СП» замминистра дорожного хозяйства и транспорта Андрей Лазуткин. - Мы глубоко убеждены, что железнодорожный транспорт на территории края надо сохранить в полном объеме.

В этой связи в правительстве края прорабатывают вопрос о замене перевозчика на пригородных железнодорожных маршрутах Ставрополья.

.

«Железнодорожный тупик»
Газета «Ставропольская правда»
21 марта 2014 года