У любителей музыки Ставрополья вновь праздник. В Пятигорске на сцене краевого театра оперетты возобновили постановку оперы Дж. Верди «Травиата», приуроченную к 200-летнему юбилею композитора. На премьере зал был полон.

Хорошо знакомые с классической опереттой и любящие ее зрители легко заметили сходство в сюжетах: в «Травиате», как и в «Сильве», «Баядере», «Марице» И. Кальмана, героиня – женщина, брак с которой для аристократа немыслим, женщина, которой нет места «в свете». Только сюжет Дж. Верди более драматичен, он держит публику в постоянном напряжении, сочувствии к героине. Трагичен финал в отличие от традиционного хеппи-энда в оперетте.

В «Травиате» зал буквально завораживают красивые, мощные по силе выражения мелодии, проникнутые утверждением человеческого достоинства главной героини Виолетты, ее морального превосходства не только над окружающей легкомысленной средой, но даже над ее якобы добродетельным представителем – отцом Альфреда.

Как известно, сюжет «Травиаты» заимствован композитором из знаменитой драмы А. Дюма-сына «Дама с камелиями». На бал красавицы-куртизанки Виолетты Валери собралось высшее парижское общество. Впервые увидел ее здесь Альфред Жермон. Пораженный красотой девушки, он поет в ее честь застольную песню – гимн любви и радости. Оставшись с ним наедине, Виолетта понимает, что любовь аристократа к отверженной не принесет счастья. Обещая ему новое свидание, она мечется в сомнениях: «Ужели это сердце любовь узнало?.. Мне ль – одинокой, заброшенной среди равнодушной толпы – счастья желать напрасно?..». Она убеждает себя «быть свободной, быть беспечной», но проникновенная ария Альфреда «Счастьем дивным душа полна» только усиливает чувства. Покинув общество, влюбленные как будто обретают счастье на вилле под Парижем. Идиллию разрушает отец Альфреда – Жорж Жермон, упрекающий Виолетту в том, что связь сына порочит их семью и препятствует счастью дочери...

Практически весь спектакль находится на сцене Виолетта. Ее роль блестяще исполнила лауреат международных конкурсов Наталья Виноградова, произведя неизгладимое впечатление прочувствованным, проникновенным вокалом. А финал оперы – поистине прекрасное воспоминание, слегка подернутое грустью, – невозможно слушать без трепета. Замечательный ансамбль с Виолеттой составляет солист Волгоградского театра «Царицынская опера» лауреат международных конкурсов Роман Байлов в роли Альфреда – живой, искренний, темпераментный, обладающий красивым тенором и виртуозно им владеющий.

Очень красив бархатный баритон лауреата международного конкурса Алексея Парфенова, в мягкой, благородной манере ведущего партию Жоржа Жермона. В его исполнении это отец семейства, защищающий его честь и счастье детей, а отнюдь не злодей, разбивший счастье Виолетты. Он находит в себе мужество оценить ее благородство. С не меньшим профессионализмом вжились в свои образы, соединили актерские задачи с мастерским вокалом заслуженная артистка РФ Ирина Комленко (Флора), артисты Ирина Рудоман (Аннина), Алексей Яковлев (Гастон), Вячеслав Ткаченко (барон Дюфоль), Николай Качанович (маркиз д’Обиньи).

Стоит добавить, что отлично сработал в спектакле балет театра, украсив постановку эффектным исполнением цыганского и испанского танцев (солисты Ангелина Аллахвердова и Дмитрий Михайлин). Значительную долю успеха правомерно отнести к артистам хора (хормейстер Елена Жомер). Очень точную, соответсвующую авторскому замыслу внешнюю атмосферу эпохи создали декорации и костюмы художника Инны Августинович. А главный дирижер театра заслуженный артист Грузии Лев Шабанов, как всегда, мастерски провел выразительную оркестровую партию.

Когда-то Александр Дюма, впервые послушав эту оперу, сказал: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обес-смертил ее».