18 октября открывает новый, 169-й творческий сезон Ставропольский академический театр драмы им. М.Ю. Лермонтова.

Три месяца – июль, август, сентябрь – театралы были в разлуке со своими любимыми артистами, но вот наконец отпускная пауза завершена. Впрочем, даже когда многие из нас еще отдыхали от трудов праведных, в театре уже кипела работа.

В преддверии сезона об этом и о творческих задумках коллектива нашему корреспонденту рассказал директор театра заслуженный работник культуры России Евгений Луганский.

– Евгений Иванович, сотни преданных поклонников театра сегодня искренне радуются предстоящим впечатлениям от новых постановок и уже понравившихся ранее спектаклей. А с каким настроением сам театр вступает в активную творческую деятельность?

– Мне вспомнился монолог в исполнении Татьяны Дорониной из известного фильма «Старшая сестра»: «Любите ли вы театр, как люблю его я…». От имени своей героини она так эмоционально, так проникновенно объяснилась в большой любви к Театру. И знаете, могу сказать, что наш зритель не менее трогательно выражает свою любовь! Вот какие искренние строки посвятила нам ставропольчанка У. Ковалева:

…И в закулисье стало вдруг темно и пусто,

И музы разлетелись кто куда,

А мне как зрителю, поверьте, стало грустно,

Как будто мы расстались навсегда…

Я знаю, что разлука ненадолго,

Мы снова встретимся, так было много раз.

Успехов вам и счастья много-много,

Ваш верный зритель очень любит вас!

Разве могут не вдохновлять такие поклонники?! Конечно, мы тоже все, от техников и декораторов до актеров и режиссеров, всегда с радостным нетерпением ждем новой встречи с публикой. По сложившейся традиции каждый новый сезон театр открывает премьерой либо наиболее значимым спектаклем прошлого сезона. В этом году предпочтение отдано «Сотворившей чудо» по пьесе У. Гибсона.

– Широкий зритель не успел увидеть постановку в прошлом сезоне, потому как был всего один показ – по сути, этакая генеральная репетиция «под занавес»… Спектаклю можно уверенно прогнозировать колоссальный успех и самые доброжелательные отзывы нашей чуткой публики благодаря качеству драматургического материала и уровню исполнения.

– Действительно, там блистательный состав, удачное сценическое оформление, мы признательны художественному руководителю постановки – нашему доброму давнему другу, выдающему режиссеру современности народному артисту России Юрию Еремину, сумевшему так тонко и деликатно оттенить творческие находки постановщика Софьи Гонзирковой, придать им оригинальное звучание. Думаю, не каждый региональный театр может сегодня похвалиться наличием в афише пьес мирового звучания, а у нас такие есть! Это одна из главных традиций ставропольской сцены – старейшего русского театра на Северном Кавказе. В богатой летописи театра записано немало имен талантливых деятелей сценического искусства. Его гордость и славу высоко несли народные артисты СССР Ф. Шишигин и М. Кузнецов, народные артисты России Г. Георгиевский, М. Никольский, Б. Данильченко, В. Фоменко, В. Рабовская, заслуженные деятели искусств РСФСР В. Иванов, Р.  Рахлин, С. Рейнгольд, А.  Малышев, заслуженные артисты России А. Бокова, Б. Дымченко, Е. Писарев, А. Михайличенко, Г. Веретельникова и многие другие. Сегодня на прославленной сцене вдохновенно трудятся народная артистка России Н. Зубкова, заслуженные артисты России В. Аллахвердов, А. Жуков, С.  Колганова, М. Новаков, А. Ростов, Б. Щербаков, артисты И. Баранникова, И.  Барташ, Е. Днепровская, И. Калинин, М. Шарипова. В последние годы труппу пополнила талантливая молодежь.

– А какие интересные постановки запечатлены в афишах театра за минувшие десятилетия…

– У нас в разные годы с успехом шли самые знаменитые пьесы – «Шестое июля» М. Шатрова, «Поднятая целина» по роману М. Шолохова, «Последние» М. Горького, «Король Лир» В. Шекспира, «Доходное место» и «Бесприданница» А. Островского, «Коварство и любовь» Ф.  Шиллера, «Медея» Еврипида, каждый спектакль можно считать этапным в нашем репертуаре. Стараемся держать марку академического и сегодня, уверенности придают неизменно полный зал, бурные аплодисменты зрителей. Театр бережно хранит лучшие традиции, стремится знакомить публику и с высокой, проверенной классикой, и с современной драматургией, приглашая к сотрудничеству известных режиссеров, художников, балетмейстеров.

– Не сомневаюсь, вы уже готовите для зрителя немало сюрпризов.

– Обдумывая репертуар предстоящего сезона, мы всегда заботимся прежде всего о том, чтобы у нас было интересно всем, а особенно молодым. Вот и новый сезон хотим строить по этому принципу.

– Интригует афиша, приглашающая посмотреть новую работу заслуженного деятеля искусств России Валентина Бирюкова «Кошмар на улице Лурсин».

– Да, он вместе с великолепным актерским ансамблем – А. Ростовым, Б. Щербаковым, Е.  Днепровской и другими – поставил любопытную вещь. Это очень интересная пьеса известного французского драматурга Э. Лабиша, его работы шли у нас ранее. Мы именно такое искали: веселый, озорной водевиль почти с детективным сюжетом, забавной иронией и розыгрышами. Искали отнюдь не только для развлечения публики, нам хотелось уравновесить репертуар, чтобы рядом с «Сотворившей чудо» были и такие спектакли, тем более что В. Бирюков отлично умеет обращаться с жанром комедии, заражая своим настроением и исполнителей, и зрителя.

– Итак, вы продолжаете певческо-музыкальное направление прошлых сезонов, так эффектно отработанное в «Ромео и Джульетте», «Одолжите тенора»… Как говорится, раз начали, не стоит бросать.

– К тому же это востребовано публикой. Не случайно в театре введены специальные уроки вокала для актеров, дающие прекрасную возможность расширить свой диапазон, открыть в себе что-то новое. В такой работе артист начинает иначе себя ощущать, вдруг понимая, что может играть как трагедию, так и комедию, где надо – станцует, где надо – споет. А со стороны очень интересно наблюдать, как раскрываются таланты!

– Амплуа – вещь хорошая, проверенная, но она же порой и загоняет творческого человека в угол.

– Вот поэтому мы обращаемся к новым жанрам не в поиске легких путей, в чем нас порой пытаются обвинить, критикуя за «легковесный» репертуар и «неправильную» занятость артистов. Но нам вовсе не стыдно за наш репертуар, в котором скоро стараниями режиссера народной артистки России Натальи Зубковой появится «Женитьба Фигаро» П.  Бомарше, кстати, тоже насыщенная музыкой и хореографией. В спектакле занят почти весь звездный состав актеров театра, а главную роль сыграет Владислав Таранов, чьи яркие дебюты в «Ах, не говорите мне за любовь!» и «Одолжите тенора» быстро сделали его настоящим любимцем ставропольской публики. Он словно создан именно для образа Фигаро. Летом мы начали одновременно репетировать «Маскарад», «Фигаро», «Кошмар на улице Лурсин» и детскую сказку – вот какой насыщенный процесс, репетиционное пространство достаточно плотное… Одновременно готовились декорации ко всем этим постановкам.

– Однако «Маскарад», насколько я знаю, вы пока откладываете на будущее…

– По ряду не зависящих от театра причин премьера отодвинута на июнь 2014 года. Но если говорить о лермонтовской теме в год 200-летия поэта, у нас в репертуаре спектакль «Герой нашего времени» также в постановке Юрия Еремина, есть что показывать. Ну а Юрий Иванович обещает непременно воплотить намеченное им на ставропольской сцене. Несмотря на то что у Еремина все расписано на годы вперед, он с удовольствием едет в Ставрополь, ему у нас интересно, нравится наш коллектив. Уже знает поименно даже наших технических сотрудников. А какая это школа для актеров – поучиться у такого мастера! В третий раз за последние пятьдесят лет перед зрителем предстанут герои М. Лермонтова в современном прочтении великой классики. В которой есть любовь, измена, интриги, предательство, зависть, то есть все то, что сопровождает человека и сегодня. Надеемся, зрителю будет интересно увидеть в роли Арбенина заслуженного артиста России Александра Жукова. У него на ставропольской сцене в этой роли был замечательный предшественник: в 1965 году ее блистательно сыграл народный артист СССР Михаил Царев.

– Думаю, наш театр и в новом сезоне даст возможность своему зрителю и поплакать, и посмеяться, и призадуматься.

– Обязательно. Немало любопытного обещает задуманная нами постановка «Недоросля» Д. Фонвизина приглашенным из Минска режиссером М.  Ковальчиком. Тоже будет музыкальная версия.

– Ох и сложная это работа – пьеса-то очень старая.

– Да, язык там непростой, его переработать очень сложно. Зато сколько там такого, что удивительно перекликается с нашим временем! К примеру, проблемы учебы подрастающего поколения.

– Это когда за деньги можно вообще не учиться?

– И много другого тоже! Остается только еще раз восхититься гениальностью Фонвизина, сохраняющего актуальность спустя двести лет! Включение в репертуар этой пьесы – один из важнейших проектов сезона. Знаменитый писатель Екатерининской эпохи в очень смелом и оригинальном художественном решении «Недоросля» поставил проблему воспитания детей дворянства. Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» к Фонвизину подошел князь Потемкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь!». Кажется, Фонвизин из глубины веков предостерегает молодежь ХХl столетия от невежества, ограниченности, лени, инфантилизма… Для нашего театра это будет первый опыт работы с творческим наследием величайшего мастера сатиры, шедевром драматургии восемнадцатого века.

– Но театр также традиционно воздает должное и хорошей современной драматургии.

– Угадали! Мы вскоре приступим к работе над пьесой еще одного нашего хорошего друга – писателя Юрия Полякова «Как боги». Творчество Юрия Михайловича нам дорого, потому что все спектакли, поставленные по его пьесам, пользовались и пользуются успехом. Интерес театра к этому автору не случаен, он обоснован социальной остротой, злободневностью, динамичностью его сюжетов, яркостью психологических характеристик героев. Естественно, мы очень ждали его новую пьесу. И вот она уже есть, сейчас ведем переговоры с режиссером – учеником П. Фоменко, весьма интересным постановщиком. Пьеса достаточно сложная для воплощения, хотя она вся о нашей современной жизни, о человеческих пороках, о предательстве, нарушении нравственной преемственности поколений. Она недаром называется «Как боги», воплощая своего рода предостережение, боль за экологию духа… При этом Ю. Поляков, оставаясь на позиции реализма, совмещает легкую политическую сатиру, любовную драму и отчасти детектив…

Не могу не сказать и о том, что мы не забываем юного зрителя: режиссер Н. Зубкова работает над сказкой Е. Муравьева для детей «Пойди туда, не знаю куда», к зимним каникулам ребятам пишет новую веселую сказку наш собственный драматург М. Новаков, а называться она будет «Новогодние похождения Кота без сапог».

– Евгений Иванович, все вами сказанное, уверена, еще больше народу привлечет в театр, которому и сегодня грех жаловаться на дефицит внимания.

– Причем, заметьте, как правило, у нас зал бывает процентов на 80 заполнен молодым зрителем, это очень радует: если молодежи интересен театр, значит, и у театра есть будущее. Мы видим, что наши спектакли побуждают людей, вступающих в жизнь, задуматься о сегодняшнем дне, о своем предназначении. Мне кажется, эту благородную задачу театр несет достойно многие годы. Мы и в ценовой политике стремимся учитывать возраст, возможности зрителя, сохраняем льготные цены на билеты для студентов и школьников, мы понимаем, что не такие уж большие зарплаты у их родителей…

– Словом, весь коллектив, что называется, собрался с духом и готов вступить в новый сезон?

– Так мы уж давно собрались. Как только вышли из отпуска, сразу взялись за работу! И ждем встречи со своим зрителем. С удовлетворением вспоминаю небывалый эмоциональный зрительский отклик прошлого сезона, когда, например, после есенинского спектакля люди, посмотревшие постановку, звонили по телефону с благодарностью, преподаватели вузов приводили целые студенческие группы. Потрясающее впечатление. Ради таких моментов театру, наверное, и стоит жить.

*****

Следующий год объявлен в стране Годом культуры. Наверное, неплохая задумка.

А вот в Ставропольском академическом театре драмы это будет уже 169-й самый настоящий Год культуры!