Древний философ Аристотель определял комедию как «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде». Специалисты разделяют жанр на два вида — комедию положений и комедию характеров. В первой источником смешного являются события и обстоятельства, во второй – внутренняя суть характеров (нравов).

Так вот, ставропольские театралы получили прекрасную возможность встретиться с обоими видами древнего, но совершенно не стареющего жанра. На сцене краевого академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова в течение всего-то одного месяца состоялись премьерные показы двух новых постановок: «Хочу ребенка!» и «Одолжите тенора». Современная вездесущая реклама нередко предлагает «комедии для всей семьи», подразумевая семейные просмотры. Мы можем пойти далее и обозначить названные спектакли еще шире — комедиями для всех. Ибо здесь каждый зритель независимо от возраста, пола, рода занятий и даже темперамента найдет для себя неиссякаемые источники веселья. Разве же это не здорово — хохотать два часа кряду?! Вот только не надо никого упрекать в легковесности и непритязательности вкуса. Достаточно вспомнить всенародно любимые советские кинокомедии, чтобы понять: комедия способна на многое.

Заграничность происхождения пьес, положенных в основу спектаклей, также не является препоной на пути к зрительскому сердцу, тем более если учесть, что ставропольские театралы давно и с регулярностью эту драматургию принимают, понимают, любят. Равно как и отечественные постановщики, в числе коих и режиссеры нашего театра заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков и народная артистка России Наталья Зубкова. Они и стали «виновниками» появления в репертуаре театра пьес французского драматурга, киносценариста и режиссера Мишеля Фермо «Двери хлопают» (ставропольский вариант названия «Хочу ребенка!») и американского автора Кена Людвига «Одолжите тенора», хорошо известных во всем театральном мире. Многие годы эти сюжеты успешно «эксплуатируют» самые разные постановщики, но от этого драматургическая основа вовсе не надоедает, а, кажется, лишь крепчает и обрастает все новыми красками, добавляемыми талантливыми исполнителями. И ставропольская драма тут, к нашему зрительскому счастью, не исключение. Как раз наоборот, нам дается шанс еще раз убедиться, насколько качественно владеют наши (не приглашенные со стороны) режиссеры этим непростым жанром. Очень непростым! Ведь давно сказано: комедия — дело серьезное, в том смысле, что требует филигранного профессионализма. Смешить народ надо умеючи. И с душой. Всем этим арсеналом театр располагает вполне. Да ведь и школа комедии у нас какова, стоит лишь вспомнить блистательные постановки прежних и недавних лет – «Пигмалион», «Семейная кадриль», «Филумена», «Чудеса пренебрежения», «Люкс», «Слишком женатый таксист», «Ужин с дураком», «Моя дорогая Памела», «Ах, не говорите мне за любовь!»... Театралам эти названия скажут многое, несмотря на то что ряд спектаклей давно уже «состарился» и ушел с афиши.

Выбор легкой французской «штучки», смело и удачно переименованной Валентином Бирюковым на свой лад, вполне укладывается, по-моему, в его персональный стиль. Да, незамысловатый сюжет, да, весьма обычные персонажи, зато сколько изящества, какой простор для фантазии дают водевильная неразбериха, с одной стороны, и искренний лиризм – с другой. Собрав замечательный актерский ансамбль, режиссер гармонично объединил несколько поколений: от старейшины театра заслуженного артиста России Владимира Аллахвердова до юной восходящей звезды сцены многообещающей Ольги Буряк. Достойно держат спектакль испытанные «бойцы», они же давние любимцы нашей публики: заслуженные артисты России Светлана Колганова и Борис Шербаков и неизменно обаятельная и очаровательная даже в роли бабушки Людмила Ковалец. Весьма интересно заявил о себе в этом спектакле молодой Егор Медведев, представив своего героя на удивление неглупым, думающим парнем, ненавязчиво разубеждая скептиков, ворчливо критикующих «нынешнюю молодежь». Вот так «легкая» комедия в умелых руках открывает простор как для постановщика, так и для актеров. И при всей внешней легкости сюжета, этакой демонстративной несерьезности происходящего у зрителя есть возможность наблюдать типичные, но в хороших актерских руках всегда по-новому любопытные человеческие характеры. Творимое ими действо весело, убедительно преподает публике простые вечные истины любви и добра, не впадая при этом в пошлость и вульгарность. Комедия тоже может быть умной, как не раз уже мы имели случай видеть в постановках Валентина Бирюкова, виртуозно владеющего секретами этого простого-непростого жанра.

И легкая американская «штучка» в руках Натальи Зубковой заиграла яркими, такими нашими, такими неамериканскими красками. Здесь мы, кстати, тоже наблюдаем абсолютно гармоничный ансамбль актерских поколений, возглавляемый признанными мастерами: заслуженными артистами России Михаилом Новаковым и Александром Ростовым. Разумеется, добротная драматургическая основа – весьма важная платформа для любого спектакля, и она тут налицо. Честное слово, трудно поверить, что автор пьесы – юрист по профессии, умудряющийся придумывать такие сюжеты! История про юношу, которому по воле обстоятельств и по приказу босса пришлось притворяться великим тенором (ничего себе!), смотрится буквально на одном дыхании. И вовсе не только потому, что в ней одна за другой калейдоскопом сменяются уморительные перипетии, заставляющие публику проливать веселые слезы. Такие слезы, как писала не раз пресса, регулярно проливаются и на родине драматурга, в частности на знаменитом Бродвее, и во многих прочих уголках театрального мира. И, говорят, повсюду, независимо от страны, к концу спектакля дружный хохот зала переходит уже во всхлипы и стоны… Свидетельствую: так было и у нас! Каскад нелепостей и невероятная внешняя глупость ситуаций, составляющих основу знаменитой комедии К. Людвига, стремительный темп действа, которое не дает расслабиться ни на минуту, эффектная, подчеркнутая костюмность спектакля, слаженный исполнительский задор сценического ансамбля обеспечивают зрителю более двух часов искреннего удовольствия.

Думаю, не обижу никого из участников ставропольской версии, сказав, что в немалой степени успех постановки обусловлен ярким вокальным даром молодого исполнителя, по сути, главной роли Владислава Таранова, успевшего еще в прошлом сезоне, первом своем на ставропольской сцене, покорить нашего зрителя. Вместе с очевидным же драматическим талантом это приносит актеру все новые заслуженные дивиденды народной любви. После блестящего выступления в задорной комедии «Ах, не говорите мне за любовь!» его работа в «Одолжите тенора», несомненно, украсила и личный репертуарный багаж, да и весь спектакль. Чему нам, зрителям, остается, конечно же, только радоваться. А театру – респект за удачное кадровое приобретение.

В программке к спектаклю «Одолжите тенора» мне очень понравилось краткое обращение к зрителю: «Если вы хотите провести вечер весело и непринужденно, не ломать голову над сюжетом, а просто отдохнуть душой, то вам сюда…». Действительно, обоим комедийным спектаклям хватает остроумия, закрученной интриги, занимательных поворотов, ярких персонажей. Режиссеры с мудрой щедростью дают простор актерскому вдохновению, исполнители отвечают благодарным полетом творчества, получая под занавес искренние овации зала и букеты цветов. Прикоснувшись к неиссякаемому источнику смеха, мы выходим из театра с просветленными сердцами. Нет, мы не просто отдохнули, мы словно получили мощный заряд доброй, светлой энергии, которая обязательно пригодится там, в повседневных заботах. Вдруг в череде дел неожиданно – на бегу – вспомнится веселый пассаж из спектакля, и улыбнется человек, удивляя прохожих. Счастливый…