07:16, 29 июня 2011 года

Глава администрации Курского района Сергей Калашников: Я здесь всерьез и надолго

- Сергей Иванович, модно брать интервью, приурочив их к какой-то круглой дате, ваши сто дней на курской земле уже позади. Сколько дней вы работаете в районе?

- Дней, которые провел в новой должности, не считаю. В делах они летят быстро.

- А с чего вы начали?

- Естественно, со знакомства с районом. Но не с географического, скажем так, дежурного объезда сел и хуторов. В них я прежде всего встречался с людьми, сходы граждан проводил. Они рассказывали о проблемах, я делал выводы, анализировал, и из этих маленьких кусочков складывалась большая мозаика курской жизни. Во всех поездках меня сопровождали районные специалисты, которые часть проблем решали на месте, а часть брали на контроль. И для них эти поездки много дали. Например, начальник фин-управления Татьяна Бондаренко вместе со мной впервые побывала в поселке Бурунном.

- И какое самое главное впечатление?

- На курской земле живут замечательные люди. Живут трудно, ведь ни климат, ни географическое положение не дают никаких преференций. Но, несмотря ни на что, куряне сеют хлеб, растят детей, создают новые производства.

- Новые производства здесь, в Курском районе? Не преувеличиваете ли вы? Ведь даже любимая многими газвода «Курская груша», которая выпускалась исключительно на натуральном сырье, и та пропала…

- Выпуск «Курской груши» мы обязательно наладим. Я недавно был в промышленной зоне районного центра, там запустение сейчас. Завод по выпуску газводы не работает, молокозавод не действует. Жутко смотреть на разруху. Но ведь все это работало и заработает. Убежден, потенциал у района есть. Я недавно пригласил к нам ученых из Ставропольского аграрного университета. Спасибо, откликнулись, приехали такие «звезды» нашей аграрной науки, как Александр Гладилин, Николай Дорохин, Владимир Целовальников, Георгий Дорожко. Мы позвали их, чтобы с помощью науки разобраться, как и куда двигаться дальше, разработать научно обоснованную и экономически выверенную программу. Ведь сельское хозяйство пока основа экономики района. Так один из них удивился нашему сельскому хозяйству, говорит, думал, что здесь одна пустыня. Но и на этой не очень щедрой почве куряне получают неплохие урожаи. Конечно, многие хозяйства не выдержали испытания перестройкой и кризисом. Но и говорить о том, что экономика района умерла, оснований не вижу. Хотя из двух с половиной десятков сельхозпредприятий успешными можно назвать едва ли пять - в Ростовановском, Стодеревской, Эдиссии, Галюгаевской, но крепко стоят на ногах крестьянско-фермерские хозяйства.

- То есть потенциал у района есть?

- Вне всякого сомнения. По площади сельхозугодий Курский район – один из самых крупных на Ставрополье: 369 тысяч гектаров. Более половины из них – 170 тысяч – пашня. Но меня несколько беспокоит наш растениеводческий уклон. Животноводство в коллективных хозяйствах развивается мало и плохо. Судите сами. Из 16 тысяч голов крупного рогатого скота они держат только 450. Остальные – в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах. Аналогичная картина и в овцеводстве. Из 98400 овец в коллективных хозяйствах 13300, КФХ – 21600, в личных – 63500. На мой взгляд, такой перекос вредит всем. Недавно проводили районную ярмарку, так мясо еле нашли на продажу.

- Но, Сергей Иванович, крестьяне – люди мудрые, раз не держат коров, значит, это невыгодно. Со сдачей молока, я помню, в районе были большие трудности.

- Сейчас их нет. Несколько молочных комбинатов – Буденновский, Зеленокумский, из Кабардино-Балкарии - готовы брать его практически в неограниченном количестве. И потом, я же родом из села, нас всегда учили, что у сельского хозяйства два крыла - растениеводство и животноводство. А тут получается, что одно крыло развито на 95 процентов, а другое – на пять. Не полет, а сплошной крен получается. Надо, чтобы соотношение было хотя бы 60 на 40. И ведь есть люди, которые хотят животноводством заниматься. Нужно им только помочь. И причем я уверен, что должно развиваться именно общественное стадо. Какая, например, может быть селекция на личном подворье? Никакой. Утрачивается чистота породы, на наших овец посмотреть – страх берет, они не белые и не черные, а пегие какие-то, значит, вырождаются.

Не менее серьезные проблемы вижу и в переработке. Вернее, в ее отсутствии. В районе вообще нет хладобоен. Самое большое, что имеют крупные хозяйства, – мельницы для собственных нужд. А могли бы и крупу производить под собственным брендом.

- Ну это вы размечтались…

- Почему бы и нет? Меня сегодняшнее положение не устраивает и устроить не может. Район не должен оставаться сырьевым придатком. Посмотрите, как пошло, казалось бы, неперспективное в наших условиях овощеводство! Геннадий Туркинов не только смог наладить работу на консервном заводе «Русский» – практически всю продукцию для него выращивают в собственных хозяйствах. То есть гарантируют качество с самого начала технологического процесса и не зависят от поставщиков. И уже сегодня работают на будущее – сад заложили, виноградники. Практически все поля на капельном орошении. В августе губернатор намерен провести заседание координационного совета по реализации нацпроекта «Сельское хозяйство» именно в нашем районе. У нас есть что показать уже работающее и есть перспективы, в которые государство может вкладывать деньги. Животноводством хотят заниматься председатель колхоза «Ростовановский» Виктор Затолокин, руководители других хозяйств. Не хватает денег. Впрочем, и не всегда даже то, что есть, используется рационально. Не буду называть сельсовет, но случай такой имеет место быть. Сдает он в аренду землю из фонда перераспределения. Выяснилось, что по смешной цене – рубль 70 копеек за гектар. А на этих гектарах 7,5 тысячи овец кормятся. Думаю, понятно, кто в выигрыше, а кто в проигрыше. Но это же ненормально! Так что возродим работу комиссии по эффективному использованию земель при администрации района. Следующим шагом будет перепись скота, «неучтенка» не только подтачивает экономику района (мы недополучаем налоги), она еще и фактор повышенной опасности, чума свиней, убежден, приходит от такого неучтенного и непривитого поголовья.

- И все-таки, я убеждена, без помощи извне район не сможет развиваться. А инвесторы ставропольского приграничья побаиваются?

- Уже нет. Есть реальное хорошее предложение по строительству на нашей территории кабельного завода. Если все сложится так, как мы планируем, то район получит только в качестве инвестиций 7,5 миллиарда рублей за три года.

- Знаете, Сергей Иванович, мне, как Станиславскому, так и хочется сказать: «Не верю!». А вы-то сами верите в перспективы Курского района?

- Конечно, верю, иначе я не пришел бы сюда работать. Никто не верил, что заработает консервный завод и приобретет всероссийскую известность, никто не верил, что выращенные в районе овощи (а в этом деле большие доки турки-месхетинцы, для которых курская земля стала вторым домом) станут пользоваться популярностью далеко за его пределами, так что и кабельный завод – вполне реальная перспектива. Я поразился результатам последней переписи: 73 процента населения России сейчас живет в городах. А есть хочется всем.

- А сколько человек живет в сельском Курском районе?

- 54 тысячи. За последние годы население увеличилось. Половина – русские, потом по численности армяне, турки-месхетинцы, чеченцы, дагестанцы, осетины, кабардинцы, азербайджанцы, грузины. У нас 12 сельсоветов, но 42 населенных пункта, что, конечно же, прибавляет сложностей в управлении территорией. И расстояния нешуточные. От райцентра до станицы Галюгаевской, например, сто километров, до Рощино – 95. (До Моздока, который расположен уже в другом регионе, значительно ближе). А инфраструктуру – сельские амбулатории, школы, детские сады – закрывать нельзя. Еще одна наша большая проблема – водоснабжение. И лето толком не началось, а напор воды даже в районном центре никакой. В системе водоканала находится только 40 процентов водоснабжения района. Остальное – на балансе хозяйств, которые уже не могут, как в прежние времена, содержать в надлежащем порядке сети. Будем все водоснабжение передавать в водоканал. С дорогами просто беда. Короче говоря, проблем хватает. И больших, и мелких. Впрочем, от мелочей, как показывает жизнь, тоже много зависит. Посмотрите, например, на площадь перед зданием администрации. В десять вечера по ней страшно было пройти – тьма. Ну не справляются коммунальщики станицы. Забрал ее на баланс администрации района, поставили новые фонари, деревья посадили, теперь по вечерам здесь многие люди гуляют. Сейчас взялись за очистку населенных пунктов от мусора. Всем миром взялись. Предприятия технику выделяют, предприниматели помогают.

- Курский район – многонациональный. И это традиционно предполагает определенные трудности в работе?

- У нас живут и работают люди 59 национальностей, представители четырех мировых религий. Но, например, межнациональные и межконфессионные браки – обычное дело. В каком районе Ставрополья можно увидеть такое? Так что трудностей, которые могли бы крыться в таком «национальном букете», я не вижу.

Здесь живут прекрасные, трудолюбивые люди, заботящиеся о своей маленькой родине, переживающие за ее судьбу. А как богата наша культура традициями, обычаями, разнообразием наречий! Восток, говорят, дело тонкое. Вот и мы здесь, на востоке края, тонко подходим к вопросам межнационального общения - так, чтобы никто не был ущемлен в изучении родного языка, сохранении быта, культуры, традиции. А жить и работать среди людей разных национальностей – великое счастье. Мы учимся друг у друга, впитываем культуру и воспитываем уважение друг к другу. Ведь нам здесь жить всем вместе. И мне тоже: я пришел в район работать всерьез и надолго. На днях жена переезжает.

«Я здесь всерьез и надолго»
Газета «Ставропольская правда»
29 июня 2011 года