07:29, 12 апреля 2011 года

Заметки с краевой конференции Союза театральных деятелей

На наше зрительское счастье, Ставрополье обладает сегодня достаточно мощной актерской «армией», той, что и привлекает нас в театр. Это вновь убедительно показала очередная отчетно-выборная конференция краевой организации Союза театральных деятелей России (СТД), собравшая представителей трех ведущих театральных коллективов – академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова, пятигорской оперетты и театра кукол. Ставропольский СТД объединяет 150 человек, конкурируя с Союзом журналистов за звание самого крупного из действующих в крае девяти творческих союзов.

На протяжении многих лет успешно руководит им замечательный актер заслуженный артист России Владимир Аллахвердов, кстати, по итогам конференции сохранивший за собой этот пост. Должность у него хоть и общественная, однако весьма хлопотная. Ибо для чего же и создан союз, как не для постоянного взаимодействия, решения общих для актеров задач. Главная из которых - держать в центре внимания актера-человека. Да, артисты, те самые наши с вами любимцы, блистающие на сцене, когда смолкают аплодисменты и закрывается занавес, когда снимается грим и убираются яркие костюмы, становятся такими же людьми, как все. Ну, или почти как все… Они так же устают от суеты и бытовых забот, так же водят детей в школу, так же, увы, порой болеют. И им так же часто хочется просто собраться в кругу единомышленников, поговорить не по должностям и ролям, а – по душам. Всем этим и старается заняться их творческий союз. По мере своих скромных возможностей.

Более всего, при всем при том, актеров волнуют не личные проблемы, а главнейшая профессиональная, с которой и начал свой доклад В. Аллахвердов. Речь о по-прежнему неясном будущем традиционной модели репертуарного театра, которую на самом высоком государственном уровне во всеуслышание называют бесценным завоеванием отечественного искусства. Всемерная поддержка театра продекларирована в качестве приоритетной задачи. Но при этом рост финансирования театров предусмотрен всего лишь на три процента в течение периода аж до 2020 года. Роскошная цифра на фоне ветшающих театральных зданий, отсутствия каких бы то ни было гастролей, усеченных образовательных программ, не говоря уже о величине зарплат. В стране до сих пор нет закона о культуре, как, между прочим, непонятно почему не было отрасли культуры и среди так называемых национальных проектов. Хорошо бы, полагает В. Аллахвердов (и с ним нельзя не согласиться), вообще российским законотворцам озаботиться многогранным кодексом законов о культуре с комплексом проектов, предусматривающих, например, ответственность органов власти за состояние учреждений культуры и социальное положение работников этих учреждений, а также соотношение заработной платы в культуре и заработной платы в экономической сфере. К чести парламентариев Ставрополья следует сказать, что они в 2010 году приняли краевой закон о культуре, но, во-первых, его основные финансовые статьи начнут работать лишь с будущего, 2012 года, а во-вторых, документу, несомненно, нужна определенная гарантийная база в виде соответствующего общероссийского, ибо далеко не все проблемы по плечу регионам. При этом, уверены работники театров, власть должна исходить из современного понимания роли культуры – отнюдь не как сферы развлечений, но как мощнейшей силы в решении воспитательных функций. В недавнем интервью «Литературной газете» знаменитый автор «Места встречи» режиссер и политик Станислав Говорухин сказал такие слова: «Только циники и мерзавцы говорят, что искусство не должно воспитывать. Это абсолютная неправда. Да благодаря нашей литературе и нашему кинематографу мы выиграли войну... Выиграли двадцатилетние лейтенанты, воспитанные на «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Разгроме» Александра Фадеева, «Трактористах» Ивана Пырьева, «Чапаеве» братьев Васильевых...». Думаю, в полной мере эти слова относятся и к театру. Особенно важно это в нынешних условиях глобального наступления масскульта, семимильными шагами ведущего общество к оскудению умов и обнищанию духа. Проще говоря, не только на танцполы и дискотеки должна стремиться молодежь, ей надо помочь проторить надежную дорогу и в театр, и в иные культурно-просветительские учреждения. Туда, где она сможет получить гораздо более прочную нравственную подпитку. Об этом говорили на конференции актер театра драмы заслуженный артист РФ Михаил Мальченко, заведующая литературной частью театра кукол Ирина Темниханова и другие.

Вспомнили и о том, какой серьезный разговор состоялся осенью минувшего года на встрече президента страны с театральными деятелями, но даже и там о провинции говорилось едва ли не вскользь, представителей региональных театров пригласили очень мало, а некоторые маститые столичные функционеры от театра решение всех проблем видят, мягко говоря, упрощенно: театры должны сами зарабатывать себе на жизнь. Но при этом как-то забывают о том, что Москва и провинция сегодня – словно разные планеты с абсолютно несопоставимыми возможностями. И как, скажите, может обеспечить полноценную творческую деятельность, к примеру, многострадальный Ставропольский краевой театр кукол, на протяжении десятилетий пребывающий в статусе, извините, бомжа, - без нормальной крыши над головой? Если глянуть глубже, то разве это не ущемление прав наших детей - ставропольской малышни, вот уже несколько поколений которой выросло, не имея ни малейшего понятия о том, что такое настоящий современный детский театр. У нас «счастливое детство» выглядит так: приехал кукольный спектакль прямо в детский сад - ну и слава богу, а то, что это уже назвать театром можно с большой натяжкой, так что поделаешь. Вот и судите, дорогие земляки: налоги-то мы с вами платим точно так же, как и жители мегаполисов, а что получаем от родного государства? На такие вот невеселые и «аполитичные» размышления могут навести с виду узкопрофессиональные проблемы театров...

Но и сами провинциальные театры то и дело ощущают отношение к себе как к чему-то если не второсортному, то именуемому гнусненьким словом «периферийное». Так, много ли можно увидеть фамилий актеров и режиссеров из провинции среди лауреатов той же «Золотой маски» или иных престижных конкурсов и фестивалей? Хотя «провинциалы» регулярно предпринимают попытки показать себя, о чем сказал, в частности, Евгений Луганский, директор Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова. Но в ответ - тишина. Обидная такая, по-столичному высокомерная, ибо ведь над посылаемыми заявками работают профессиональные художественные советы региональных театров... Вот и крутятся год за годом в фестивальной орбите несколько одних и тех же коллективов. И дело тут даже не в премиях, главное - возможность показать себя! А уж с гастролями и вовсе до издевательства доходит: по нынешним правилам «от Минкульта РФ» провинциальный театр, если собирается на гастроли, должен получить на них официальное приглашение от властей того региона, куда хочет поехать. Спрашивается, какой губернатор возьмет на себя ответственность за приезд «чужого» ему театра?! Мало нам уже признанных, мягко говоря, неверными нескольких весьма скоропалительных законов последних лет, «распыливших» силы и средства учреждений культуры на разные уровни власти...

Кстати, о власти. Опять же к чести Ставрополья надо заметить, что у нас внимание к театрам все-таки реально ощущается, и это можно было услышать в том числе и из выступления участвовавшей в конференции министра культуры СК Тамары Ивенской. Вместе с работниками театров она сетовала на весьма скромное место культуры в жизни общества. Налицо недооценка роли культуры, хотя все понимают: не будет ничего хорошего в стране без полноценного человека - гармонично развитой личности. Министр поблагодарила театральных деятелей за то, что они, понимая огромную важность привлечения населения к искусству, вот уже ряд лет не повышают цены билетов на спектакли. При этом самим театральным коллективам приходится много расходов брать на себя, иногда просто-напросто выживать. И - оставаться истинными флагманами ставропольской культуры. Т. Ивенская выразила и озабоченность отсутствием полноценных гастролей: «Мы понимаем, что нельзя театрам замыкаться в своих рамках. Когда-то наши театры покоряли все республики СССР. Сейчас гастрольные дороги ограничены территорией края. Впрочем, создание Северо-Кавказского федерального округа открывает кое-какие возможности». Что ж, может, обмен спектаклями с соседями по округу положит начало возрождению гастрольной жизни? Хочется на это надеяться.

А еще хочется вместе с театральными работниками надеяться, что когда-нибудь и в Ставрополе, как в иных российских городах, появится свой Дом актера, о котором они мечтают давным-давно. Как бы фантастически это ни звучало, но ведь есть же у нас прекрасный краевой Литературный центр, заметно освеживший писательско-поэтическую среду, так почему бы не появиться и еще одному привлекательному творческому очагу, способному объединить вокруг себя многих талантливых людей, любящих театр... Тем более что есть замечательный костяк активистов их союза, есть хорошие многолетние традиции поддержки коллег и в творчестве, и вообще по жизни, есть свой добрый, преданный многотысячный зритель.

«Дом актера - как мечта»
Газета «Ставропольская правда»
12 апреля 2011 года