06:00, 9 января 2002 года

Живая душа

Счастливая мысль создать библиотечку ставропольской литературы для школьников дала свои результаты очень быстро. Книжечки объемом в два печатных листа составляют вместе внушительную стопку. Их уже не один десяток.

Разножанровые – здесь поэзия и проза, отрывки из романов, рассказы, стихи, поэмы, сатира, публицистика. Эти книжки представляют собой, очевидно, лучшее из написанного ставропольскими писателями в разное время. В самом деле, выбрать из всех написанных (и ненаписанных) произведений лишь 48 страниц – весьма ответственная процедура: надо не только найти сокровенные мысли, которые должны рекомендовать писательскую личность, но и продемонстрировать эстетическую индивидуальность, чистый вклад в искусство слова. И хотя адресно библиотечка предназначена не рафинированным ценителям, а главным образом школьникам, думается, эстетическое качество предлагаемой литературы, может быть, особенно важно.

Издаваемая серия, в сущности, представляет собой мини-историю литературы Ставрополья в ХХ (трудно выговаривается, в прошлом) веке, начиная с поколения авторов, стоявших у истоков регионального самосознания, и заканчивая теми, кому еще много предстоит сделать. Говоря об истории литературы Ставрополья, мы имеем в виду не только и не столько даже характер временного периода столетней протяженности, сколько процесс духовных поисков писателей, точно и разнообразно освещающих все, происходившее в нашей стране, все, чем жив был человек времени, все, в чем век и вечность состязались между собой внутри того явления, которое парадоксально называется региональной литературой Ставрополья.

Илья Сургучев, один из наиболее тонких и глубоких художников возвращенной русской классики. Его публикация включает три психологические новеллы, отличающиеся гармонической музыкой слова, точностью сюжетного рисунка, глубинами нравственного авторского пространства. очевидно, что не одно солидное исследование еще будет ему посвящено. К тому же Ставрополь для Сургучева действительно любимая Родина, и нашим школьникам надо знать этого писателя.

Другое, не менее, а в определенном смысле и более авторитетное имя – Александр Солженицын. Может, напечатаны и не самые известные его произведения, но точно характерные для всего творчества писателя. Характерные напряженной авторской энергетикой, выработанной трудными годами сопротивления власти прошлой и теперь адре-сованной власти нынешней. Характерные целевым, сознательно пророчествующим напором мысли и чувства, агитационного слова "учительствующей" русской литературы. В написанных в разное время "Крохотках" главный герой – открытая душа писателя, включенная в систему сложной поэтики лирической (здесь лирико-публицистической) миниатюры. Связи А. Солженицына с родным краем в большей степени проблематичны, чем даже у И.Сургучева. Здесь он был и гоним, но и окружен почитанием.

Достаточно солидно звучат в ставропольской библиотечке имена Сергея Михалкова и Семена Бабаевского. Оба писателя – знаменитости. Но если С. михалков вполне узнаваем в сатирической, явственно "фитильной" пьесе "Пассаж в пассаже", то небольшая повесть С. Бабаевского "Маруся" неожиданно прорисовывает портрет отнюдь не ортодокса социалистического реализма, а просто талантливого писателя, обладателя колоритного взгляда и слова, умеющего создать структуру художественного диалога, где реализуют себя понимающие друг друга стороны – писатель и герои, писатель и читатель. Понимающие потому, что у них общие корни – родная земля, сельский труд и особое, чуткое и крепкое понимание ценностей этой земной среды, очень дорогих ценностей.

Написанное в последние годы обладает качествами публицистичности, часто покаянности, раздумчивости, акценты ставятся на проявлениях больной совести, на негативных сторонах человеческой личности, на сложностях самооправдания и самообвинения, на "судебном" характере отношения к прошлому и настоящему. Художественно это бывает достаточно сильно, как, например, в рассказе Г. Шумарова "Стол Па-стернака". В других случаях появляется тот поучительный тон, который, к сожалению, претендует на истину в последней инстанции, не имея на это основательного права, например, в статьях Р. Котовской о Пушкине, где развивается настойчивая современная тенденция выровнять и творчество, и восприятие поэта с позиций единственно христиански-религиозного мировоззрения. Литературу нельзя приравнять к религии. Это разные вещи, и надо уметь ценить в каждой свое. И, между прочим, классика наша умела говорить о великих истинах своим, не церковным словом, и от этого никогда не переставала воздействовать на человеческие души. Проповеднические интонации есть и в книжке Г. Пухальской, в общем, интересной и живой по материалу, книжке о встречах, воспоминаниях, о поэзии. Женщины, как известно, быстрее улавливают то, что носится в воздухе, и тем более, когда оно связано с поучением. Понятно, что, имея в руках такое оружие, как слово, трудно воздержаться от подобного "греха". Но добавлю при этом, что для полноты картины духовных поисков наших писателей книжки, о которых идет речь, очень важны.

В стихах Александра Мосинцева – заметный синтез эпического и лирического мироощущения, и оно определяет местопребывание осознающей себя личности не столько в социально и географически конкретном мире, сколько в мире исторической и нравственной традиции, в трудной судьбе Родины.

Стих Владимира Бутенко, несколько тяжеловатый, с затрудненным ритмом, с просматривающейся тенденцией к славянофильству, – тоже интересен и привлекает своей мужественной убежденностью. В. Бутенко много пишет о казачестве. Это объединяет его поэзию с творчеством другого автора, так же заметно патриотически настроенного и склонного к поэтическому воплощению исторического материала - Витислава Ходарева. У того и другого, в силу творческих склонностей, написаны поэмы на историческую тему.

В. Ходареву принадлежит также заслуга перевода на русский язык стихов болгарских поэтов, составивших книжку "Доброе эхо".

Литература – это память, писатели – наши "хранители", в их строчках сберегается тот мир, который не всегда видим, не всегда открыт, мир, представляющий собою истинную, живую жизнь, жизнь нашей души. И поскольку в библиотечке, о которой идет речь, собраны лучшие крупицы творчества писателей Ставрополья, душевный и духовный потенциал всего написанного очень большой.

Татьяна ЧЕРНАЯ
«Живая душа»
Газета «Ставропольская правда»
9 января 2002 года