90-летний житель Ставрополья рассказал о секретах долгой жизни и любви на пенсии
Всемирная организация здравоохранения обновила возрастную классификацию. Теперь молодость длится до 45 лет, средний возраст — до 60, пожилой — до 75, старческий — до 90, а долгожителями считаются люди старше 90 лет.
Один карандаш на двоих
Житель Дивного Петр Васильевич Кальгин сейчас находится на высшей ступени этой лестницы, и взошел он на нее довольно-таки бодрым шагом, не пользуясь ни тросточкой, ни очками, ни слуховым аппаратом. Хотя жизнь его не баловала c самого детства.
Родился в хуторе Раздольном Ростовской области. Самый нежный возраст, когда следовало бы окружать ребенка любовью и нежностью, пришелся на войну. Отец ушел на фронт, мать, что называется, ишачила, чтобы прокормить двоих детей. В школу Петя пошел в 1943-м, когда прогнали немцев. Первоклашек было много – больше 20, среди них и переростки 10-11 лет. Карандаш был один на двоих учеников, а писать учились на старых газетах.
А еще у мальчишек руководство колхоза нередко просило помощи. Например, во время пахоты или сева. Волов в хозяйстве было очень мало, и в плуг приходилось впрягать коров. Но разве сравнимы они по силе с быками? Бедная коровенка тщится изо всех сил, тянет лямку, пока не упадет в борозду. Бабы – основная в военное время рабсила – гладят животину по выпирающим ребрам, уговаривают встать, та пытается, но ничего не получается, она вновь заваливается наземь. Слезы одна за другойкатятся из коровьих глаз, и тут уж нет никаких сил у погонщиц. Плачут коровы, голосят женщины, кляня и судьбу, и войну, и бригадира, а мальчишки в страхе наблюдают эту картину и мечтают сбежать из дома и попасть на фронт, чтобы поскорее победить фашистов.
Потом плач утихает до следующего падения, и работа продолжается. Поле вспахано, сеяльщик, неся на плечах мешок с зерном, приговаривая «раз, два, три», пригоршнями рассыпает пшеницу или рожь по сторонам. К концу дня и он чуть ли не валится с ног. Детворе назавтра в школу, коровкам – на пастбище, а у баб выходных нет, работы в колхозе всегда полным-полно.
– Когда вернулся с войны батя и другие мужики, жить в хуторе стало полегче, – вспоминает Пётр Васильевич, – у нас как раз корова отелилась, и стало не так голодно.
Еще из радостных моментов уходящего детства: он впервые в жизни (в 14 лет!) попробовал конфету и пряник. Они появились тогда в хуторской лавке. Денег никаких в семье не было, зато можно было принести куриные яйца и получить взамен сладости. За одно яйцо – одну конфету.
А работать Пётр начал в 12 лет. Пошел помощником к отцу-чабану. Гоняли овец на отгонные пастбища в Калмыкии, по полгода дома не были, мать и сестренку не видели. Парню такая работа нравилась, он что угодно был готов делать, лишь бы не видеть плачущих коров. Но отец решил по-своему: сыну надо учиться, и отвез его в соседнее село, там была школа-семилетка. Путь к дальнейшей учебе – в училище, в техникуме, а позднее и в институте – был открыт.
Переезд в Дивное
Как положено, в свой срок четыре года отслужил он в морфлоте, вернулся на родину, стал работать в строительной бригаде. Начальство, видя, что парень серьезный, старательный, возлагало на него большие надежды, он даже повышение получил. Но семья (а Пётр к тому времени уже был женат) решила переехать на Ставрополье. В Дивном он устроился слесарем в дорожную организацию, но уже через месяц, показав свои деловые качества, был переведен в операторы, и оклад его увеличился ровно вдвое, до 120 рублей.
Лет через десять судьба Петра Кальгина резко поменялась: его пригласили работать в торговлю. Начинал учеником продавца, а после заочного института дорос до должности директора пищепрома. В его подчинении было больше сотни человек, работающих в различных цехах, производящих продукты питания. Это были колбасный цех, рыбный, безалкогольных напитков, кондитерский, хлебозавод. Предприятие гремело своей славой на весь край.
– Мы первыми в крае начали коптить мойву, – вспоминает Пётр Васильевич, – продукция пошла на ура, к тому же это было очень выгодно. Наш опыт быстро распространился в других подобных производствах.
А какой вкусный выпускался в Дивном лимонад! Старожилы помнят! В Калмыкию отгружали его тоннами, да и наших, ставропольских покупателей было немало. Говорят, вода у нас здесь особенная, вкусная. Ну и технологи грамотные. Да и компоненты для газировки были отечественные, никакой химии. Вообще все сырье было очень качественным, натуральным. Колбаса была мясная, масло масляное, сахар сладкий. Еда была съедобная.
Большие надежды возлагали апанасенковцы на реконструкцию молокозавода. Он уже был построен и даже начал работать, но с закупками продукции возникли проблемы. Колхозы, где имелись коровы, уже были связаны договорами с другими заказчиками.
– Наверное, будь районное руководство поразворотливее, можно было бы повлиять на ситуацию, – сожалеет Пётр Васильевич, – но этого не случилось. Завод прекратил свою деятельность как нерентабельный.
А потом вместе со всей страной районные предприятия пережили распад, разруху и прекращение существования. Остались только воспоминания о вкусной и здоровой пище, которую производил пищепром. Трудовая биография нашего героя вновь претерпела изменения. Было еще несколько должностей, которые ему пришлось освоить. Например, руководство отделом снабжения в райсельхозтехнике, когда в поисках запчастей к технике пришлось объездить всю страну. А еще он возглавлял районное общество кролиководов, которое официально продержалось как предприятие аж до 2006 года (почти во всех районах они закрылись за два года до этого).
Встретились два одиночества
В 2007 году случилась в жизни Петра Кальгина большая беда: умерла его супруга Любовь Кузьминична, было ей 69 лет. Хорошо, дружно и ладно они прожили вместе 48 лет. Воспитали троих детей: Галину, Сергея и Андрея, всем дали образование. Конечно, после такой потери затосковал Пётр Васильевич, долго не мог оправиться. Десять лет жил один, не обращая внимания на советы друзей вновь найти себе подходящую пару. И когда уже все советчики оставили его в покое, он вдруг решился. Случилось это семь лет назад. Собрав детей, объявил, что у него появилась подруга и теперь они будут жить вместе. Семейство не возражало, тем более с Любовью Анатольевной, вернее, ее детьми все были знакомы еще со школьных лет. Ее Таня и его Андрей даже в одном классе учились.
Жизнь пенсионеров немного повеселела, небо словно посветлело, быт теперь не кажется таким скучным. Просто встретились два одиночества, сумели понять друг друга, найти слова, чтобы душу чужую согреть, и силы - чтобы помочь.
Конечно, две пенсии лучше, чем одна, но дело вовсе не в этом. В основе отношений этих далеко не молодых людей доброта, уважение и – самое главное – благодарность за это уважение. Не секрет ведь, что в столь зрелом возрасте человек испытывает дефицит общения, его трудовые заслуги забываются, а воспоминания о прошлом веке для новых поколений неинтересны. У детей и внуков свои заботы и проблемы, да и не всегда хочется их беспокоить. У Любови, кстати, три дочки, пять внуков и четыре правнука.
В начале совместной жизни Любовь Анатольевна и Пётр Васильевич завели беспокойное хозяйство – дойных коз. Но год назад решили: надо сбавить темп соразмерно своим силам. От рыбалки не отказались, оба заядлые рыбаки. Он, кстати, всю жизнь и по сей день водит машину. А на подворье остались только три курочки, от которых ежедневно поступает два яйца – на завтрак хватает. Помимо яичницы хозяйка еще много чего умеет готовить.
– Борщ у Любы невероятно вкусный, – хвалится мой собеседник, – а еще я полюбил овощи в ее исполнении, особенно баклажаны.
– А у тебя шашлык жарить здорово получается, – подхватывает восторженную эстафету его подруга.
Уж коли разговор приобрел гастрономический оттенок, впору вспомнить недавний юбилей долгожителя. День начался торжественно: его поздравили сотрудники Центра социальной помощи семье и детям, вручили подарок и телеграмму от губернатора края Владимира Владимирова. Вечером родственники собрались за праздничным столом, и юбиляр удивил гостей своим вином 30-летней давности: специально придержал его на эту дату. Подозреваю, что и на 100-летие тоже в подвале емкость припрятана.
Когда-то в далеком детстве цыганка нагадала, что проживет мальчик Петя 104 года. Интересно проверить, сбудется ли предсказание. Но это в будущем, а сейчас, после нашей встречи, они собираются на рыбалку, в один голос утверждая, что это самый лучший способ получить заряд бодрости и хорошего настроения. Еще из секретов, которыми поделился долгожитель: физический труд, отказ от курения, общение с хорошими людьми и в целом – умение любить и ценить жизнь.

90-летний житель Ставрополья рассказал о секретах долгой жизни и любви на пенсии
В Ставропольском вузе прошел Всероссийский научно-образовательный форум

На Ставрополье участники СВО при поддержке государства становятся предпринимателями

Развитие кадровых ресурсов медицины Ставрополья: эффективные подходы и новый инструмент

Юный исследователь из Ставрополья представил проект о прогнозе пыльных бурь
