18:27, 28 ноября 2023 года

Ставропольцам рассказали об уловках финансовых мошенников

Еще недавно распространенным оставалось мнение, что риску попасться на уловки финансовых мошенников наиболее подвержены неопытная молодежь и пенсионеры как более доверчивые люди. Однако в последнее время фиксируются и другие тенденции.

Правдоподобные легенды

Злоумышленники крайне оперативно подстраиваются под текущую новостную повестку, констатируют в Региональном центре финграмотности, работающем при учебном центре минфина края. Пользуясь общим состоянием тревожности, в свои легенды мошенники активно интегрируют темы санкций, выплаты пособий, избавления от долговых обязательств, защиты смартфонов и т. д. Часто на входящем вызове используется формат «заботы»: срочное оформление различных выплат, скидки или же аферисты пытаются запугать жертву, например, под предлогом попытки оформления кредита или уголовного преследования гражданина. Не каждый здесь почувствует обман, к сожалению. Все чаще используются гибридные схемы, когда посредством телефонных разговоров человек переводится на фишинговые сайты.

Впрочем, ставропольцы продолжают попадаться и на самые банальные сценарии про «попавшего в беду родственника» или «проведение сомнительных операций по вашей карте», утверждает координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Ставропольского края

Надежда Герасименко. «Чтобы не теряться и противостоять такому напору, нужно действовать по правилам кибергигиены, которая лежит в основе грамотного финансового поведения и финансовой культуры. Она, к слову, заключается и в том, чтобы не умалчивать о фактах своих потерь, а обязательно обращаться в отделы полиции, звонить на «горячие линии» поддержки кредитных организаций или родственникам, не стесняться просить о помощи», - говорит она.

По словам Надежды Герасименко, важно, что при увеличении масштабов так называемого кибермошенничества предпринимается ряд действий в правовой плоскости для того, чтобы осложнить реализацию мошеннических схем. Так, мобильные операторы получили больше возможностей блокировать мошеннические звонки и пресекать подмену номеров. А банки продолжают совершенствовать свои автоматизированные системы, и в скорой перспективе появится так называемый период охлаждения, в течение которого банк не будет переводить деньги на подозрительный счет.

Незнакомцам - твёрдое «нет»

В Банке России говорят, что, как и прежде, основным инструментом мошенников является воздействие на сознание человека, так называемая социальная инженерия. Схемы начала беседы с потенциальной жертвой могут быть разными, но в конечном счете все манипуляции мошенников сводятся к цели узнать конфиденциальную информацию о карте, платежных кодах или паролях или сподвигнуть человека самостоятельно осуществить перевод денег на счета злоумышленников. К сожалению, приемы становятся изощреннее и технологичнее. Мошенники стремятся быть более убедительными и работают с жертвой, не только используя все возможные каналы коммуникации, но и, к примеру, показывая поддельные документы якобы от госорганов, Банка России и т. д.

«Телефонное и интернет-мошенничество сегодня стало одной из самых заметных проблем в сфере безопасности финансового рынка, - отмечает Игорь Шапин, заместитель управляющего Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России. - Хочу напомнить, что если вы самостоятельно передали мошенникам конфиденциальную информацию о банковской карте, паролях, пин-кодах или кодах из СМС, то обязать банк вернуть ваши средства крайне сложно. Поэтому сохраняйте бдительность и прерывайте любое общение, в котором незнакомые люди пытаются обсуждать ваши финансы и счета».

Среди свежих схем называют ту, где применялось фальшивое приглашение на личный прием в Центральный банк – аферисты сообщали об этом и по звонку, и по электронке. Письма начинаются с обращения по имени и отчеству, в них указывается время приема и настоящий адрес Банка России в регионе проживания потенциальной жертвы. Это в итоге становится поводом вступить в контакт с потенциальной жертвой, вывести ее на доверительный диалог. После отправки письма аферисты могут позвонить получателю и под различными предлогами выманить данные его банковской карты и СМС-код либо побудить перевести деньги на счета злоумышленников. Хотя Банк России на самом деле по своей инициативе не приглашает граждан на личный прием, его работники не звонят людям и не направляют никому копии каких-либо документов, не запрашивают персональные и банковские сведения, не предлагают совершить какие-либо операции со счетом.

Еще аферисты стали распространять вирусные шаблоны документов. Они создают сайты, где размещают зараженные вирусами шаблоны документов, которые часто ищут в Интернете секретари, бухгалтеры или сотрудники, занимающиеся финансовой, налоговой и другой отчетностью. После скачивания такого документа на рабочем компьютере сотрудника запускается программа удаленного доступа. Она позволяет хакерам дистанционно изменять в договорах с подрядчиками и поставщиками банковские реквизиты получателя средств на свои. Обнаружить вирусное программное обеспечение удается, как правило, не сразу.

Проверяйте долги лично

Нынешняя кампания по уплате населением имущественных налогов, традиционно развернувшаяся осенью, также в очередной раз стала поводом для активизации кибермошенников. «Зафиксировано немало случаев, когда неизвестные от имени ФНС России рассылают электронные письма с требованиями об оплате налоговой задолженности. Ее предлагается погасить, например, при переходе по некой ссылке. Иногда мошенники для большей серьезности даже отдельно указывают, что ваш долг по налогам и сборам датируется 2021 годом, поэтому не отражается на госуслугах и в личном кабинете налогоплательщика. Обращаю внимание, что налоговые органы могут оповещать граждан о наличии задолженности при помощи СМС, но только в том случае, если налогоплательщик сам письменно подтвердил желание получать подобные сообщения. Свое согласие он может представить в электронной форме - по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет или на бумаге - при непосредственном посещении налогового органа, а также направив по почте», - объясняет заместитель руководителя управления Федеральной налоговой службы России по краю Игорь Русанов.

Также налоговики напоминают, что проверять наличие задолженности по налогам и свои налоговые уведомления ставропольцам лучше лично. Это можно сделать через веб- и мобильную версию «Личного кабинета налогоплательщика» или на портале госуслуг, а также направив онлайн-запрос через сайт Федеральной налоговой службы или лично посетив инспекцию.

О том, что за долгами нужно следить самостоятельно, предупреждают и в краевом министерстве ЖКХ. По информации ведомства, аферисты порой звонят или отправляют сообщения с требованием погасить задолженность по взносам на проведение капремонта многоквартирных домов. Далее, если человек отказывается платить, угрожают заблокировать счета и конфисковать имущество. В министерстве подчеркивают, что к подобным сообщениям региональный фонд капремонта никакого отношения не имеет.

Мессенджеры как уловка

Полиция Ставрополья предупреждает о таком способе обмана, как неправомерный доступ к популярным мессенджерам. Злоумышленники порой действуют следующим образом: человек получает сообщение со знакомого номера, как правило, уже взломанного абонента, с просьбой проголосовать за участника какого-либо конкурса. Также к тексту прилагается ссылка, перейдя по которой ресурс запросит у пользователя номер телефона и код якобы для того, чтобы голос был засчитан.

Как только данные будут введены, злоумышленники получат доступ к аккаунту человека, контактам, группам, подпискам, другой конфиденциальной информации. Также мошенники смогут рассылать контактам из телефонной книги сообщения с просьбой занять денежные средства, регистрироваться от имени гражданина на различных интернет-ресурсах и даже оформить на его имя кредитные продукты.

Как рассказали в пресс-службе ГУ МВД России по краю, уже есть жители края, кто поплатился за свою отзывчивость и доверчивость. Не мудрено, ведь сообщения приходят от знакомых адресатов. Правоохранители напоминают: ни в коем случае не переходите по непроверенным ссылкам и не вводите в специальных полях свои личные данные. Свяжитесь со своим знакомым по телефону, с которого вам пришло сообщение, и уточните, действительно ли человек отправлял его вам.

Если вы все же перешли по ссылке и ввели требуемую информацию, предпримите следующие меры, которые позволят сохранить ваш профиль: при помощи настроек мессенджера отключите все привязанные к аккаунту устройства, а также подключите двухшаговую проверку при авторизации. Незамедлительно сообщайте сведения о совершенных в отношении вас противоправных деяниях в органы внутренних дел по телефонам 02 или 102 (с мобильного телефона).

Обновите свой смартфон

Усиленную разъяснительную работу среди потребителей финансовых услуг в регионе ведут и банки. Так, один из крупных банков сообщает о новой схеме мошенничества, когда злоумышленники предлагают продиагностировать работу мобильного устройства и оформить услуги по безопасности – например, отремонтировать или застраховать смартфон. Для продвижения фейковых услуг они создают качественные сайты, которые маскируют под банковские сервисы.

К примеру, злоумышленники звонят по телефону банковским клиентам, представляясь службой поддержки банка, и сообщают о появлении новых страховых сервисов для смартфонов, а также предлагают сразу провести диагностику телефона собеседника. Для этого клиентам присылают ссылку на фейковый веб-сайт, интерфейс которого создается в стиле сайтов российских банков, и предлагают выбрать и подключить услуги по безопасности смартфона. Например, защиту денежных средств от телефонных мошенников, качественный ремонт смартфона с гарантией от сертифицированных сервисов и другое. На сайте можно выбрать не только подходящую для смартфона операционную систему, но и марку производителя. Однако в случае установки такого приложения или подключения услуги клиент рискует потерять контроль над онлайн-банком и своим мобильным устройством, что в конечном итоге приведет к хищению его денег.

Другой крупный банк предупредил о схеме мошенничества, основанной на использовании родственных связей. Телефонные мошенники сообщают человеку, что якобы недобросовестные сотрудники банка пытаются оформить на него кредит и похитить деньги. Чтобы сохранить деньги, жертва должна оформить кредит «для исчерпания кредитного потенциала» и вместе с личными накоплениями перевести его на «безопасный счет». После того как жертва переводит средства преступникам, они начинают расспрашивать ее о наличии родственников, ведь, по словам мошенников, им «тоже может угрожать опасность». Новых жертв убеждают совершить аналогичные действия, мошенники апеллируют к семейным ценностям. В итоге сразу несколько человек, объединенных родственными связями, становятся жертвами преступления: переводят мошенникам как свои собственные, так и заемные средства.

Золотые правила безопасности

Главные правила финансовой безопасности сводятся к тому, что с незнакомцами нельзя обсуждать никакие финансовые вопросы. Под сомнение нужно ставить любой входящий звонок, особенно когда под предлогом спасения денежных средств вас просят срочно предпринять какие-либо действия. При возникновении хоть малейших сомнений нужно не спешить передать код или персональные данные неизвестному собеседнику, а перезвонить в контактный центр своего банка и уточнить, все ли в порядке. Тот же алгоритм – если вам звонят из правоохранительных структур или каких-то надзорных ведомств.

При этом в подобных разговорах важно не поддаваться эмоциям, не доверять безоговорочно любой информации, которую вам сообщают неизвестные лица на другом конце провода. Даже если слова и доводы собеседника звучат убедительно и не вызывают у вас подозрения, необходимо сохранять хладнокровие – как только дадите волю эмоциям, вы окажетесь намного уязвимее.

В Отделении Ставрополь Южного ГУ Банка России настоятельно советуют: никогда и никому нельзя сообщать ПИН-код банковской карты, последние три цифры на ее обороте, коды и пароли из СМС-сообщений. Связываясь с клиентом по телефону, реальный сотрудник банка или мобильного оператора никогда не просит сообщить ему эти сведения. Как, впрочем, и оформить «зеркальную» заявку на кредит для отмены якобы нелегитимной попытки оформления кредита на ваше имя, установить какие-либо приложения на ваш мобильный телефон, перевести денежные средства на «безопасный» счет под предлогом их спасения.

* * *

Ясно, что пострадать может любой человек. Но, по данным Банка России, в прошлом году в масштабах страны типичный портрет жертвы мошенника – это мужчина от 25 до 44 лет со средним уровнем дохода и средним образованием, проживающий в городе, имеющий постоянную занятость, обладающий низким уровнем знаний о правилах безопасного финансового поведения и не вспомнивший о них в момент контакта с мошенником. А вот в Ставропольском крае типичный портрет жертвы мошенников в прошлом году выглядел следующим образом: это городская жительница со средним уровнем дохода и средним образованием от 45 до 64 лет. Потеря денежных средств в основном становилась результатом приемов социальной инженерии, к чему как раз наиболее часто прибегают телефонные и интернет-мошенники.

Статистика ГУ МВД по СК неутешительна: у ставропольцев под разными предлогами каждую неделю крадут по несколько десятков миллионов рублей. Так, вторая неделя ноября отметилась общей потерей жителей края из-за финансовых мошенников в 50 млн рублей, третья неделя – в 32 млн. И это только официальные данные. Ставропольцы переводят сбережения лжеброкерам, а также на якобы безопасные резервные счета после звонков неких сотрудников банков или представителей силовых структур. Установить личность и привлечь к ответственности телефонных и интернет-мошенников непросто.

В числе усилий, которые предпринимаются на Ставрополье для борьбы с финансовым мошенничеством и уменьшения ущерба от него, – мероприятия государственной программы Ставропольского края «Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка». На ее реализацию из бюджета Ставропольского края в 2023 году выделено более 64 миллионов рублей. В работу вовлечен целый ряд органов исполнительной власти и краевых подразделений федеральных служб. Все они, безусловно, в пределах своих полномочий ведут профилактическую работу, но в рамках программы акцент делается на консолидацию усилий правоохранительных органов, органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления по созданию эффективной системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности граждан на территории региона. На протяжении 2023 года всеми участниками велась усиленная просветительская работа среди населения края.

Пока, объясняют психологи, на предупреждения об опасности и возможных рисках чаще всего обращают пристальное внимание люди, у которых уже есть собственный печальный опыт или некогда обманутые родственники, друзья, коллеги. Потому очевидно, что важно удерживать тему финансового мошенничества в ежедневной повестке. Ведь именно от знаний ставропольцев, их финансовой культуры во многом зависит критическое восприятие сообщений от аферистов, а также их бдительность, когда кто-то делает попытки «залезть в их карманы».

Юлия ПЛАТОНОВА
«Уловки финансовых мошенников: не дайте себя обмануть»
Газета «Ставропольская правда»
1 декабря 2023 года