Святая Земля: Впечатления от поездки в Иерусалим
«Не судьбою мы, так душой мы с ним» – эти слова об Иерусалиме написал Андрей Дементьев. Много лет я мечтала увидеть панораму белого города с парящим над ним золотым куполом. Стольких святынь всех конфессий на небольшой площади в мире, пожалуй, и нет. Разве что в нашем многонациональном дореволюционном Ставрополе. А в нынешнем году удалось побывать в Библейских местах: на реке Иордан, в Вифлееме и в Иерусалиме.
…Когда долго о чем-то думаешь, опасаешься одного: а вдруг ты не ощутишь, не почувствуешь особенностей, святости увиденного. Для таких случаев в голове заготовка: смотри, впитывай, после разберешься!
Начиная с Библии об этих местах написано много, казалось, увидишь и сразу узнаешь все. Но тем и удивительны путешествия, что на них влияет все: какая температура, кто тебя ведет (везет), что рассказывают. Жара в тот день стояла июльская, почти 40 градусов, воздух раскаленный и сухой. С гидом-экскурсоводом явно повезло! Историк по образованию, он обращал наше внимание на отдельно стоящие в пустыне горы, выдавая следом историю целого народа или династии, и тут же задавал вопрос о стоящих невдалеке оливковых рощах: кто их хозяин?
Предупредив, что сейчас будет остановка у реки Иордан, объяснил, что и как делается на берегу. Выбор был у каждого: окунуться или просто умыться, покупать специальную рубашку или обойтись своей длинной майкой. Обратил гид наше внимание на то, что этот с виду ручеек – граница с Иорданией. На противоположной стороне не было никого, с израильской стояла небольшая очередь. Рядом с собой заметила плачущую девушку, почему-то сердце сжалось. Утешила себя детской песенкой: «Мы поедем на Иордань. Богу молиться, Христу поклониться». Умылась, помолилась.
Вифлеем – раскаленные полуденным солнцем камни домов, но двигаться к храму Рождества Христова было несложно. Может, вдохновляло предчувствие чуда. Но возможно, что возникающие то на крышах домов, то между рамами окон и решетками… цветы в горшках вдохновляли. Всюду жизнь! Иногда приходилось прижиматься к домам на узеньком тротуаре, потому что местные лихие мотоциклисты и достаточно аккуратные таксисты тоже двигались этими улочками. Да местами во всю ширину тротуара и части дороги были установлены столы торговцев хлебом и сувенирами.
Чудеса начались в Храме! Предупрежденные экскурсоводом, что, перед тем как склонившись войти в Пещеру Рождества, придется постоять в очереди, мы вдруг не обнаружили очереди. Ни одна группа не стояла впереди! Увидели знаменитую Вифлеемскую икону, на которой Богородица улыбается. Прикоснувшись к Рождественской Звезде, приложив к стеклу для освящения свои святыни, осмотрели место, где были Ясли, прошли в храм. Гид задал вопрос: а чем же этот храм отличается от виденных нами прежде? Ответ вертелся где-то рядом, но не сразу сформулировался. Да своей нарядностью и… украшением шарами. Рождество – великий праздник! Совсем другое впечатление от рассказа историка, когда ты слушаешь его на месте, где происходили события, которым больше тысячи лет. Непередаваемое ощущение!
Вернувшись с Палестинских территорий, на которых расположен Вифлеем, прибыли в Иерусалим. И здесь еще раз ощутили, сколько святынь, виденных разве что по телевизору, расположено на этом небольшом кусочке земли. Удивило, что вокруг храма Воскресения, или как чаще называют его храма Гроба Господня, настоящие жилые кварталы. Здесь живут представители четырех конфессий. Каково это: жить в святых местах – можно теперь читать и вспоминать, как видели, например, быстро шедшего мальчика из семьи ортодоксальных евреев, на ходу евшего что-то типа мороженого из пластикового стаканчика. Обычная жизнь! Но мальчик с пейсами был одет в специальную одежду, с поясками, на которых завязаны 613 узелков, бьющих по спешащим куда-то ножкам, напоминая о соблюдении заповедей Торы. Древнее и новое рядом.
У кувуклии, то есть места расположения Гроба Господня, испытываешь чувство собственной нереальности: совсем недавно ты видел это место как место рождения Благодатного огня, а сегодня ты стоишь… в очереди, чтобы оказаться в Святая Святых. Очереди практически не было. Минут за 15 под рассказ гида подошли ко входу. В кувуклии нельзя вести съемки, что, мне кажется, совершенно правильно. Прикоснувшись к священным местам кувуклии, поднялись на Голгофу, затем спустились в нижнюю часть храма, где, по Библейскому повествованию, была могила первого человека. И куда стекала кровь Христа, распятого за грехи всего человечества, начиная с Адама. Приложившись к Камню Миропомазания, на котором было умащено благовониями тело Иисуса, вышли из храма…
Все остальное – в том числе и Стена Плача – воспринималось с уважением, но того благоговения, которое испытали в храме, уже не было. Хотя от перечисления исторических дат и событий просто голова кружилась. «Вот здесь похоронена Пресвятая Богородица, над ней построена церковь Успения Богородицы». «Вот там, на горе Сион – место захоронения царя Давида».
Так и хочется вслед за Андреем Дементьевым сказать: «В будущем году в Иерусалиме. С тем и отбываем в небеса». Потому что, как утверждают бывалые путешественники и паломники, возникает «иерусалимский синдром», и влечет к себе неведомая сила вновь посетить места, где «Под небом голубым есть город золотой».
15 октября 2022 года