О новых полномочиях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров на местах
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 1 июля 2021 года № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» за Генеральной прокуратурой Российской Федерации закрепляются функции по обеспечению представительства и защиты интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах), в том числе в Европейском суде по правам человека, суде Евразийского экономического союза и Экономическом суде Содружества Независимых Государств, а также определяется порядок реализации этих функций.
В этих целях Федеральным законом устанавливается, что в Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется на правах структурного подразделения зарубежный аппарат. Генеральная прокуратура Российской Федерации наделяется в том числе следующими полномочиями: по обеспечению взаимодействия федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при представлении позиции Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах); по созданию рабочих групп из представителей федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; по привлечению российских и иностранных организаций, адвокатов, экспертов и иных специалистов к участию в обеспечении защиты интересов Российской Федерации; по формированию позиции Российской Федерации по рассматриваемому делу и представлению этой позиции в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).
Кроме того, расширены полномочия прокурора при осуществлении возложенных на него функций (ст. 22). Прокурор вправе направлять требование о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в уполномоченные контрольные (надзорные) органы на основании поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений, свидетельствующих о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
С 12 июля 2021 вступили в силу дополнения в ст. 52 Арбитражного кодекса Российской Федерации, согласно которым прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
- с иском о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением требований законодательства в сфере государственного оборонного заказа, в том числе государственными заказчиками государственного оборонного заказа, головными исполнителями поставок продукции по государственному оборонному заказу и исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу, не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящей части, и о применении последствий недействительности таких сделок;
- с иском о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе заказчиками, поставщиками (подрядчиками, исполнителями), субподрядчиками, соисполнителями, участвующими в обеспечении государственных и муниципальных нужд, не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящей части, и о применении последствий недействительности таких сделок;
- с иском о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
4 декабря 2021 года