По принципам ответственного инвестирования: как теперь будет работать уникальный завод в Лермонтове
Последние годы при обсуждении готовности населенных пунктов Ставрополья к грядущим холодам особый акцент делается на положении дел в городе Лермонтове. В памяти еще свежи воспоминания трехлетней давности – о критической осени 2018 года, когда руководство края было вынуждено ввести в моногороде режим чрезвычайной ситуации. Практически погибшее на тот момент градообразующее предприятие потянуло за собой ворох серьезных проблем – в том числе угрозу срыва отопительного сезона: более 25 тысяч человек могли на неопределенный срок остаться без воды, электричества и отопления… Однако теперь ситуация в моногороде совершенно иная.
Лермонтову уж точно теперь не нужно беспокоиться о тепле и свете. В предстоящий осенне-зимний период местная ТЭЦ, как и в прошлом году, снова входит в штатном режиме. Более того, у города появились ясные перспективы развития, а вместе с ними рабочие места, экономическая стабильность и социальное благополучие.
Риски не помеха
Такой поворот событий напрямую связан с окончанием реструктуризации Гидрометаллургического завода – на его обновляемых мощностях теперь работает ООО «Алмаз Удобрения». Причем довольно успешно: компания остается единственным производителем самой полной линейки фосфорных водорастворимых удобрений и считается лидером в области их качества. Без преувеличения, продукция крайне востребована на международных рынках. Воодушевленно трудится коллектив, в том числе уникальные для отечественного рынка специалисты, а в город вернулись праздники и проекты по обновлению его инфраструктуры.
Таким образом оказался воплощен в жизнь план инвестора Альберта Авдоляна. В 2018 году широко известный в бизнес-кругах нашей страны предприниматель, несмотря на объективно высокие риски, решил взяться за оживление находившегося в кризисном состоянии уникального производства, что по факту представляло собой проект большой социальной значимости. Ведь на кону оказалось не только историческое наследие отечественного химпрома, речь шла о безысходности судеб сотен сотрудников завода и членов их семей, а также о почти безвыходном коммунальном коллапсе целого города.
«Ставропольская правда», к слову, писала о том, что скептических мнений по этому поводу звучало немало – к тому располагало печальное положение дел на самом заводе, да и в моногороде в целом. Однако уже можно утверждать, что бизнес-интуиция не подвела Альберта Авдоляна, а направленная им в Лермонтов команда показала высочайший уровень профессионализма в сфере антикризисного менеджмента.
Три года назад при поисках возможных путей развития лермонтовского завода, погрязшего по вине прежних собственников в миллиардных долгах, ставка была сделана на сохранение основного профиля производства. Выпуск минеральных удобрений фосфатной группы выглядел довольно перспективным – этот рынок на протяжении многих лет сохраняет завидную емкость, так как спрос превышает предложение. А помимо подходящих площадей и мощностей лермонтовский ГМЗ имел достойный технологический и кадровый потенциал. В итоге оперативно проведенная новой командой модернизация, а также замена устаревшего оборудования по факту стали важнейшими инструментами стабилизации финансового положения предприятия.
Ретроспектива
Чтобы понять, насколько кардинально все поменялось за такой короткий срок, стоит обратиться к упомянутым событиям осени 2018 года. Тогда ситуацию в небольшом городе краевой власти пришлось регулировать, без преувеличения, в ручном режиме: множество накопившихся к тому времени проблем, как принято говорить, достигло апогея аккурат на старте отопительного сезона.
Рикошетом по городу ударило предбанкротное состояние Гидрометаллургического завода. К тому времени производство простаивало почти год. Как выяснилось, глубокий кризис был связан с повышенными аппетитами его прежних владельцев: не один год они, пользуясь ростом рынка минеральных удобрений, бездумно наращивали долговую нагрузку предприятия. Причем согласно отчетам для банков средства расходовались на модернизацию и расширение производства, но по факту целевым образом осваивалось не более 30%. О судьбе остальных денег можно только догадываться…
При этом важно сказать, что технологически и финансово с ГМЗ всегда была связана «Южная энергетическая компания» («ЮЭК»). Принадлежащая ей ТЭЦ оставалась единственным поставщиком тепловой энергии для всего города Лермонтова. Технология такова, что, сжигая газ, ТЭЦ тратила полученную энергию примерно в равных частях на технологический пар для заводских мощностей и одновременно на выработку электричества и подогрев воды для нужд горожан.
Когда производство остановилось и завод перестал платить за пар, расход газа остался прежним, а доходы «ЮЭК» сократились кратно. Более того, на компанию оказались переведены и долги основного производства – это неудивительно в свете того, что их собственниками значились одни и те же люди. Расплачиваться с поставщиком голубого топлива компания однажды не смогла – и ситуация приняла опасный для города поворот, когда газовики проинформировали о скором прекращении подачи ресурса.
Напомним, что запрета на введение ограничений поставки газа в канун наступления холодов удалось добиться в судебном порядке. А личное участие губернатора Ставрополья Владимира Владимирова в разрешении конфликта позволило не допустить в Лермонтов так называемых профессиональных банкротчиков, обычно выкупающих имущество за бесценок для последующей продажи по частям. Не секрет, что такая печальная участь постигла уже многие региональные заводы.
Главе Ставрополья удалось привлечь внимание крупных бизнес-структур и в итоге найти нового инвестора, с которым были достигнуты договоренности о реанимации Гидрометаллургического завода, а также о решении проблем, связанных с вхождением города в отопительный сезон. И надо сказать, что Альберт Авдолян не заставил долго ждать исполнения соглашений. Уже в первый месяц работы на ГМЗ новых менеджеров были выплачены долги по заработной плате, достигшие в общей сложности почти 500 млн рублей. Более того, инвестор сразу позаботился о закупке сырья и оборудования, а также поиске заказчика. И в ноябре 2018-го было возобновлено производство удобрений.
Совместно со своими деловыми партнерами Альберт Авдолян выкупил 75%+1 акций ГМЗ и 100% акций ЗАО «ЮЭК», а также львиную часть долгов, принадлежащих на тот момент Сбербанку.
Банкротные страсти
Правда, такое стремительное развитие событий совершенно не означает, что положение дел не было сложным и что весь пласт проблем можно было решить лишь денежными вливаниями. Совсем нет.
Ведь фактически что получил инвестор? Чрезмерные долги, отсутствие сырьевой базы для возобновления производства, расхищенное имущество, уставший и демотивированный коллектив… Все это вкупе с неопределенными сроками реструктуризации не позволяло быстро запустить завод на полную мощность. Более того, не удалось избежать и нелегкой процедуры банкротства, где экс-владельцы отличились умением вставлять палки в колеса. Неудивительно, что мало кто из конкурентов вообще верил в коммерческий успех перезапуска производства.
Но новая команда под руководством Андрея Коробова, младшего партнера Альберта Авдоляна, предложила оптимальный для исходных данных план «реанимации», который, впрочем, не скрывал имеющихся запредельных экономических рисков. Восстановление лермонтовского ГМЗ требовало значительных финансовых ресурсов – от 1,5 до 3 млрд рублей. Расчет делался на большой потенциал самой отрасли, наличие на заводе уникальных технологий, созданных выходцами из советской атомной промышленности, развитые сбытовые связи на международных рынках и выгодное местоположение вблизи Новороссийского порта и житниц России. В итоге принятая к реализации многоцелевая инвестпрограмма предусматривает увеличение валовой выручки в три раза и показателей EBITDA до пяти раз за 5 лет.
Завод с особой историей
Вкратце напомним, что лермонтовский Гидрометаллургический завод является уникальным предприятием, которому была отведена особая роль в промышленности СССР и постсоветской экономике. Именно для его функционирования в свое время был даже создан полностью автономный город.
ГМЗ ведет свою историю с середины прошлого века. Тогда набирала обороты гонка вооружений, и по поручению генсека Иосифа Сталина было запущено сверхсекретное производство по разработке и обогащению урановых руд. Месторождения разрабатывались около гор Бык и Бештау. Не один десяток лет в цехах лермонтовского завода перерабатывали урановую руду и выпускали закись-окись урана для оборонной промышленности. После того как местные запасы были исчерпаны, некоторое время на ГМЗ перерабатывали привозную урановую руду.
Но вместе с тем для обеспечения радиационной безопасности параллельно была запущена масштабная программа рекультивации, предусматривающая перепрофилирование завода на переработку апатита для выпуска минеральных удобрений и побочного продукта – фосфогипса. А курс на ядерное разоружение в 90-х и вовсе привел к тому, что лермонтовский ГМЗ полностью перешел на производство мирной продукции, в основном удобрений.
Некой константой в жизни предприятия долгое время оставалось госучастие. И поворотным моментом можно считать приватизацию завода в двухтысячных годах. В начале 2010-х рынок удобрений демонстрировал агрессивный рост цен, что позволяло собственникам в огромных масштабах наращивать долговую нагрузку на предприятие, совершенно не заботясь о его завтрашнем дне. К 2017 году задолженность перед банками достигла 5 млрд рублей – обслуживание долга стало практически непосильным. К чему в итоге все это привело в масштабах целого города, мы уже знаем…
Ответственное инвестирование
Кстати, на этом фоне показательно, что за три года инвестор не получил ни рубля из прибыли предприятия. Все средства, которые удается заработать заводу, направляются на реинвестирование, совершенствование рабочих условий и развитие социальной сферы.
Компания стала участником национального проекта «Производительность труда», направленного на повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг, а также создание культуры высокой производительности и эффективности среди работников организаций. В ООО «Алмаз Удобрения» уже сведено к минимуму количество аварийных событий, вдвое выросли зарплаты инженерно-технических специалистов и на 30% – рабочих, внедрена адекватная система премирования. Сотрудники также получили возможность оформления добровольного медицинского страхования.
Завод хорошо справляется и с социальной нагрузкой. Озеленяются и реконструируются городские скверы и парки, проводятся детские и профессиональные праздники, оказывается поддержка ветеранам.
А вместе с тем не забыта и экологическая повестка региона. Предприятие обеспечивает защиту окружающей среды путем внедрения новых технологий, позволяющих соответствовать международным нормам, минимизировать вредное воздействие на окружающую среду и сохранить природные условия в районе осуществления хозяйственной деятельности. На заводе вводятся в эксплуатацию новые производственные фильтры, проводится активная работа по качественной очистке воды, рассматривается возможность строительства солнечной электростанции.
Кроме того, предпринимаются усилия по рекультивации хвостохранилища радиационных отходов. В 2020 году сотрудниками «Росатома» проведено комплексное радиационное обследование, подтвердившее стабильность радиационных показателей и показателей физической устойчивости параметров хвостохранилища. Это однозначное свидетельство правильности эксплуатации сложного объекта. Подписанное в 2021 году соглашение с «Росатомом» также нацелено на продолжение этой работы.
Как пояснили в ООО «Алмаз Удобрения», большие обновления ждут завод и далее. Но однозначно, что для управления новым предприятием будут использоваться принципы ESG (Environmental, Social, Governance), что подразумевает защиту окружающей среды, создание благоприятных социальных условий, добросовестные отношения с сотрудниками и клиентами и т. д. Комплексное использование этих инструментов как раз точно отражает политику ответственного инвестирования, которую выбрал новый инвестор для оздоровления проблемных активов градообразующего предприятия Лермонтова.
10 сентября 2021 года