17:46, 27 января 2020 года

Проект Artefact представлен в ставропольском изомузее

Его воплощение стало возможным благодаря тому, что изомузей первый и пока единственный в крае прошел отбор на участие в федеральном проекте «Цифровая культура» наряду с ведущими российскими музеями, такими как Государственный Русский музей, Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Вслед за революцией в бытовых и профессиональных аспектах жизни высокие технологии входят и в мир искусства. У художников появляются новые инструменты творчества, у выставочных галерей и музеев - формы организации экспозиционных пространств и общения с публикой. При этом интерактивные технологии принципиально меняют взаимодействие между зрителем и экспонатами.

- Хочется надеяться, что эти новшества помогут посетителям по-новому ориентироваться в мире искусства, - заметила, открывая встречу, директор Ставропольского краевого изомузея почетный член Российской академии художеств Зоя Белая.

Она напомнила, что ранее по направлению «Творческие люди» нацпроекта «Культура» в музее проходили экспозиции «Живописная Россия», арт-мастерская, выставки художников Северного Кавказа. Но вот добралась до нас и цифровая культура. Например, в конце минувшего года в краевой филармонии открылся виртуальный концертный зал, приблизивший нашего зрителя к крупнейшим концертным залам и исполнителям столицы. Artefact как проект музейный имеет свои особенности: благодаря одноименному мобильному приложению посетитель музея сможет на своем смартфоне получить подробную информацию о тех полотнах экспозиции, которые промаркированы специальными «черными метками» - они действительно черные, и прослушать голосовые сообщения, заранее начитанные профессиональным диктором по текстам, предоставленным сотрудниками музея. Этакий невидимый заочный экскурсовод поведает интересные детали о художниках, сюжетах, истории создания полотен.

- Более полугода заместитель директора музея искусствовед Ольга Бендюк и главный хранитель Сергей Братчик тесно работали с федеральными кураторами проекта, чтобы выполнить все его требования, - говорит Зоя Белая. - Нужно было подготовить качественные изображения картин, вошедших в проект, составить строго определенный объем текста, уложив в него возможный максимум сведений… Для участия в проекте был выбран ряд полотен из «Золотой коллекции» музея - главным образом произведения классического искусства. И с помощью приложения Artefact их теперь смогут увидеть не только посетители музея, но и жители всей России.

Кстати, среди музейных новинок начавшегося 2020 года З. Белая назвала еще одну весьма любопытную: теперь здесь есть так называемая «Зона открытого показа фондов», где посетители могут знакомиться с условиями хранения музейных предметов - обычно скрытой от посторонних глаз стороной музейной работы (а в ней, оказывается, столько интересного!), причем не просто из уст музейщиков, но и на специально установленном экране. Кроме того, готовится целая экспозиция экслибриса, а изомузей обладает почти 20-тысячной коллекцией современного книжного знака - произведений малой графики и книжного экслибриса, которые в текущем культурном обороте, как правило, очень мало участвуют. Теперь и эти миниатюры будут демонстрироваться в увеличенном виде на экране.

Преобладанию в зале молодежной аудитории порадовался главный хранитель музея Сергей Братчик, ведь именно она больше всего дружна с гаджетами, без которых Artefact просто немыслим.

- Технология дополненной реальности позволяет увидеть «невидимое», причем приложение это абсолютно бесплатно для пользователей и занимает не так много места в мобильнике, - поясняет Сергей Братчик. - Пока на платформу Artefact загружено 40 полотен «Золотой коллекции», но в дальнейших планах музея - перевести в цифровое пространство как можно больше музейных предметов, сделать их доступными каждому посетителю.

Между прочим, первой «цифровой» ласточкой стала в изомузее завершающая на днях работу выставка семьи ставропольских художников Кузнецовых «След в след», заметила заместитель директора Ольга Бендюк:

- Именно в этой выставке есть невидная глазу еще одна выставка «Интервенция» арт-группы Recycle, которую можно увидеть через приложение этой группы. В самом музейном зале этих работ нет, но увидеть их можно! Что касается платформы Artefact, то в ней заложена информация о каждом конкретном произведении, включенном в проект. Видите, какие разные варианты знакомства с изобразительным искусством музеи сегодня предлагают зрителю. Просто смотреть на то, что развешено на стенах залов, порой достаточно скучно. Вот почему все чаще музеи обращаются к цифровым технологиям, чтобы дать зрителю больше возможностей самостоятельно погружаться в мир искусства. Чтобы он мог больше понять о том или ином художнике, его героях, творческом замысле… Мы очень рады вхождению в такой проект. Нам хочется, чтобы нашим гостям было интересно, чтобы все здесь помогало человеку полюбить искусство. Ведь картина - это не просто некое «пятно» на стене, поверьте!

От души порадовалась за музей и его посетителей заместитель министра культуры СК Галина Павлова:

- Для чего все это делается? Для того, чтобы дети росли культурными, пытливыми людьми, интересовались высоким искусством, знали искусство. Чтобы каждому захотелось прийти в музей еще не раз. И чтобы при всем том цифровые технологии не заменили живое общение с искусством, а служили ему в помощь.

…Потом аудитория активно включилась в освоение приложения Artefact. Студенты-волонтеры приходили на помощь тем, кому не сразу удавалось освоить новинку. Зато надо было видеть, как по-детски счастливой радостью загорались глаза у солидных дядечек и тетенек, овладевших премудростями «цифры». Ну а у молодежи проблем не возникало, девчонки и мальчишки быстро окунались в привычный мир, открывшийся им такими новыми гранями.

«Картина – это не просто «пятно» на стене»
Газета «Ставропольская правда»
28 января 2020 года