В путешествие по Индонезии отправляются посетители Невинномысского историко-краеведческого музея
«Жемчужину экватора» предоставил музею давний и большой поклонник восточной культуры, москвич Анатолий Гречановский. Отметим, работа выставки стала возможной благодаря тесному сотрудничеству Анатолия Кондратьевича с посольством Индонезии в России и фотожурналистом Сергеем Ковальчуком, путешественником, автором книг о Юго-Восточной Азии.
Все, кто ознакомился с «Жемчужиной экватора», узнают множество интереснейших фактов. Например, такой: Индонезия является самым крупным островным государством в мире. Оно расположено на Малайском архипелаге и омывается водами Тихого и Индийского океанов. Всего в стране насчитывают 35 островных групп: порядка 18 тысяч (!) больших и маленьких островов, многие из которых до сих пор безымянны и безлюдны. Люди обитают лишь на 944 островах. Сегодня в Индонезии проживает четверть миллиарда человек. Страна занимает четвертое место в мире по численности населения после Китая, Индии и США. И такой поразительный факт: в общей сложности жители Индонезии говорят более чем на семистах языках!
Страну отличает большое этнокультурное разнообразие и высокий уровень толерантности, что обусловлено разнообразным религиозным составом. Здесь представлены три мировые религии: ислам, христианство (католицизм, протестантизм) и буддизм.
Ценность «Жемчужины экватора» в том, что абсолютное большинство представленных предметов - подлинники (кроме ряда макетов). Они буквально дышат жизнью, историей далекой страны. Взять, к примеру, кукол театра теней. Вот они на расстоянии вытянутой руки: обтянутые буйволиной кожей, раскрашенные, прикрепленные к бамбуковым стержням. Такая особенность: зрители видят и тень кукол на белом подсвечиваемом экране, и сами фигурки. А человек, находящийся за экраном - одновременно и актер-кукловод, и рассказчик, зачастую певец и сочинитель сюжета. Представления начинаются с наступлением темноты и могут длиться всю ночь. Кстати, в 2003 году индонезийский кукольный театр теней был признан ЮНЕСКО мировым шедевром нематериального культурного наследия.
Идем дальше. Директор Невинномысского музея Наталья Григоренко подводит меня к манекену, на который надет национальный индонезийский костюм. Впрочем, понятие это очень условное, ведь в стране проживает более 300 этнических групп, и каждая из них имеет свою вариацию традиционной одежды. От набедренных повязок и перьев у папуасов до вычурных одеяний ряда племен, украшенных богатой вышивкой и бисером. Но все же можно считать, что классический индонезийский костюм возник на основе традиционных нарядов жителей островов Ява и Бали. Интересная деталь: один из элементов типичного женского костюма - длинный платок (селенданг) - могут носить не только дамы, но и мужчины. Почему? Потому что селенданг сочетает эстетику и функциональность: в случае необходимости он используется для переноски различных грузов.
Широко представлены на выставке традиционные музыкальные инструменты Индонезии. Их в стране много: это и ангклунг (бамбуковые трубки в раме), и бамбуковые же ксилофоны - гендеры, двусторонние барабаны - генданги. А вот ребаб (разновидность двусторонней скрипки), вообще-то, считается инструментом Арабского Востока. Как он появился в Индонезии? Произошло это в VIII веке, одновременно с развитием торговых связей. Ребаб является родственником европейской лиры. Но у него своя специфика: он имеет неповторимое звучание сказочной восточной мелодии.
Среди экспонатов есть и гонг - его родиной многие ученые считают как раз Индонезию. Казалось бы, что о нем сказать: есть диск и есть колотушка. Это не так! В гонге заключена своя философия, своя поэтика, своя тайна. Это инструмент культовый. Его звуки сзывают на молитву, сопровождают важнейшие события: роды, похороны, свадьбы, сбор урожая, военные действия и т. д. Гонг, сделанный из особого бронзового сплава, обладает необычной способностью долго вибрировать после удара и создает впечатление колоссальной звуковой массы.
Нельзя не сказать пару слов о ремеслах Индонезии. Выставка «Жемчужина экватора» в Невинномысске представляет множество изделий, в которые вложена душа, талант того или иного умельца. Во всем мире ценятся индонезийские изделия из металла, художественная роспись по батику, резьба из камня, создаваемые народными мастерами. Визитная карточка страны - фигурки животных, людей и мифических персонажей. Это не просто украшения: мини-скульптуры всегда несут положительный смысловой заряд.
А потому, если вы попадете на «Жемчужину экватора», обязательно погладьте традиционных индонезийских персонажей народного искусства - симпатичных деревянных кошечек. Их в экспозиции много. И это неспроста. Считается, что Индонезия занимает одно из первых мест среди стран азиатского региона по количеству кошек (более 30 миллионов). Причем практически все индонезийские пушистики - независимые существа, живущие не в домах, а там, где хотят. В основном рядом с храмами, где их подкармливают и местные жители, и многочисленные туристы из десятков стран мира.
Традиционная индонезийская статуэтка в виде кошки - это резная деревянная фигурка животного, которое миролюбиво сидит на задних лапах. Кстати, лучшим подарком молодоженам, по поверьям индонезийцев, считается фигурка мурлыки. Впрочем, в любую семью, в любой дом статуэтка кошки принесет радость, тепло, уют.
Кстати, о домах. Такой удивительный факт: даяки (аборигены индонезийского острова Калимантан) в свое время возводили одноэтажные здания длиной не менее ста метров! А иногда это племя, объединенное в многочисленные соседские общины, и вовсе строило жилища протяженностью… до 400 метров. Они напоминали этакий огромный современный вагон (только деревянный) с отдельными купе.
Что ж, пришла пора заканчивать наше путешествие по Индонезиии. И все-таки, почему эта страна столь необычна? Может быть, потому, что территория одной из ее нынешних провинций в свое время, как признают маститые ученые, была местом первой миграции человечества из Африки? Произошло это давным-давно - 40 тысяч лет назад.
В общем, «Жемчужина экватора» хранит еще немало тайн, которые предстоит открыть пытливым исследователям.
26 июля 2019 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
