11:06, 28 мая 2019 года

Освобождаемые по УДО осуждённые будут оплачивать издержки по уголовному делу

Комментарий на эту тему мы получили от нашего постоянного эксперта Романа Савичева, генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое в профессиональной среде признано одним из крупнейших в России по версии авторитетного портала Право.ру.

- Этот законопроект Минюст РФ начал разрабатывать в конце прошлого года, - говорит Роман Савичев. - Документ вносит изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК) и в Уголовный кодекс РФ (УК) в части возмещения процессуальных издержек по уголовному делу. Для многих граждан, которым, к счастью, не приходилось быть фигурантами таких дел, думаю, будет откровением, что осужденным в соответствии с решением суда приходится возмещать ущерб не только потерпевшим, но и покрывать процессуальные издержки, возникшие в ходе следствия. К таковым издержкам относятся, например, затраты бытового характера - на съем жилья, суточные, когда стороне процесса приходится отпрашиваться с работы, чтобы участвовать в следственных действиях, заседаниях суда. Платить нужно частным экспертам (однако в состав процессуальных издержек не входит стоимость судебной экспертизы в государственных учреждениях), переводчикам, привлекаемым психологам, педагогам и т. д. Денег стоит хранение и перевозка вещественных доказательств по делу, услуги адвокатов, привлекаемых потерпевшей стороной.

Отдельная история - это так называемые «бесплатные» адвокаты, которые назначаются обвиняемому следователем или судом. Интересно, что многие обвиняемые, особенно оказавшиеся в этой роли впервые, твердо убеждены, что такие адвокаты (их помощь гарантируется российским законодательством) не потребуют денег, и охотно соглашаются воспользоваться их услугами по настоянию следователя. Однако работа защитника - это такая же трудовая деятельность, как и любая другая, и поэтому должна оплачиваться. Вопрос: кем?

Решение принимается судом: издержки могут лечь на федеральный бюджет либо, что часто случается, непосредственно на осужденного. В итоге, отправляясь в тюрьму, гражданин «прозревает»: ему сообщают, что за «бесплатного» адвоката придется заплатить. К сожалению, на стадии следствия его, как правило, никто об этом не предупреждает. Здесь есть и такой нюанс: очень часто назначенный адвокат, не будучи финансово мотивирован, работает спустя рукава. Когда подследственный это замечает, поезд, как говорится, уже ушел, и впереди зона.

Суд может освободить от возмещения затрат на «бесплатного» адвоката, если обвиняемый признал вину, не чинит препятствий расследованию уголовного дела. В этом случае (либо если подследственный гол как сокол) адвокат получает вознаграждение из бюджетных денег.

Следует отметить, что «бесплатные» адвокаты недовольно реагируют на решения судов о возмещении процессуальных издержек подсудимыми. Ведь человек, отправившийся в тюрьму, как правило, ничего не имеет за душой. Да и где гарантия, что, проведя долгие годы за решеткой, он будет думать о том, как побыстрее рассчитаться по долгам.

И все-таки, о каких суммах идет речь? В пояснительной записке к законопроекту, который мы сегодня обсуждаем, говорится, что в 2017 году в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов РФ находилось 211,1 тысячи исполнительных производств на общую сумму 1,4 млрд рублей о взыскании с должников процессуальных издержек, связанных с производством по уголовным делам, в т. ч. по взысканию в доход государства расходов на оплату вознаграждения адвокатов. Результат, увы, печален: из 1,4 млрд реально взыскано 160,5 млн рублей. Как говорится, комментарии излишни. Понятно, что государство кровно заинтересовано в том, чтобы как-то оптимизировать эту работу. Каким образом можно понудить рассчитаться человека, преступившего закон? Минюст предлагает оригинальное решение за счет поправок в УПК и УК, о чем мы говорили в начале статьи. В соответствии с законопроектом зэк, освобождаемый по УДО, а также лица, получившие условный срок, должны возместить процессуальные издержки, в т. ч. расходы на адвоката по назначению (как того требует решение суда). В случае неисполнения этого требования суд вправе отменить условное осуждение, продлить испытательный срок либо лишить зэка условно-досрочного освобождения.

Что тут скажешь… С одной стороны, конечно, государству нужны деньги для содержания структур, осуществляющих правосудие. А с другой стороны, если человек исправился на зоне и достоин УДО, то справедливо ли его отправлять за решетку досиживать срок только потому, что у него нет денег, чтобы оплатить процессуальные издержки по уголовному делу?! Получается, что за свободу придется заплатить…

«Зэк заплатит за свободу»
Газета «Ставропольская правда»
28 мая 2019 года