Выставка «Игрушки моего детства» открыта в Ставрополе
Дело в том, что здесь впервые представлена масштабная коллекция антикварных и винтажных кукол и игрушек ХIХ-ХХ веков, которая приехала к нам из Санкт-Петербурга и принадлежит коллекционеру Марине Беляковой.
Сложно передать первые минуты восторга, когда оказываешься внутри экспозиционного пространства. Таких кукол многие из нас даже в руках не держали(!), хотя, сразу оговорюсь, среди богатого разнообразия обязательно встретятся любимые образцы советских детей: вот в витрине Чебурашка. Тот самый неизвестный науке зверь. Ушки у нашей главной мультзвезды пообтрепались, но глаза по-прежнему улыбаются доверчиво и открыто. Неподалеку от Чебурашки персонажи столь же приятные и милые сердцу - Крокодил Гена, Доктор Айболит, Кот в сапогах. Заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы музея Алла Макодзеба, которая любезно согласилась провести экскурсию, показала игрушку из своего детства: выцветший от времени плюшевый мишка вызвал неподдельную улыбку у взрослой женщины.
Нынешняя выставка – это большая галерея образов с глубокой историей. Но дело, разумеется, не в количестве представленных экспонатов, а в том, что эти куклы интересны и в три года, и в тридцать три, и в девяносто три. Кажется, что создавались они персонально для тебя, чтобы всегда было с кем поговорить, кого обнять, вместе посмеяться или погрустить. Интересно, что каждый из этих милейших героев долгое время жил в семье или даже успел побывать у целого ряда владельцев, потому от них веет особым теплом дома, счастья, детских мечтаний.
- Если присмотреться, можно увидеть небольшие трещинки, где-то потемневшее, потрепанное платьице, но все куклы с теплой энергией, - заметила Алла Макодзеба.
О каждом герое-героине выставки можно придумать большую сказку о том, в каких интерьерах они жили, как малыши радовались встрече с ними. Хотя существуют и вполне реальные истории...
Когда знакомишься с судьбой героев выставки, изумляет то, что все эти хрупкие чудеса каким-то непостижимым образом сохранились. Так, к числу редких экземпляров коллекции относится кот из блокадного Ленинграда, выполненный из обрезков плюша умелыми и любящими руками женщины для своего ребенка в тяжелый военный 1942 год. Один из трогательных в представленной коллекции - большой черный пупс немецкой фирмы «Каммер и Рейнхальд». Его подобрал на развалинах дымящегося Берлина ростовский солдат и привез своей дочке в качестве военного трофея. А вот в детской коляске из далекого прошлого пупс, ставший героем публикации в петроградской газете 1926 года: представляете, его, забытого в трамвае, приняли за настоящего ребенка. Нельзя пройти и мимо куклы Люси, которая долгое время жила в семье известного режиссера Владимира Немировича-Данченко, и знаменитой куклы-гимнастки 50-х годов известного скульптора и художника Льва Сморгона. Здесь также можно познакомиться с «долгожительницей» - куклой Галкой, которой уже около 120 лет. Ее голова была изготовлена из фарфора на знаменитой немецкой фабрике «Армант Марсель».
- На этой же фабрике в 1905 году появилась кукла Соня, - продолжила рассказ экскурсовод. - Во время Гражданской войны она спасла жизнь целой семье – ее поменяли на хлеб.
Выставка дополнена деталями интерьера, кукольными домами с мебелью и посудой (по тем временам бесценные сокровища): здесь можно увидеть «настоящие» магазин, холодильники, швейные машинки, посуду, выполненные в точности, как их большие оригиналы.
Выставка гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Как уже понял читатель, она знакомит не только с уникальными экспонатами, но и с большой историей кукольной промышленности в России, Франции, Германии, США, Швеции, Японии и СССР, рассказывает о том, когда и как они производились, какие материалы и технологии при этом применялись, какими игрушками играли дети различных сословий и стран. Здесь не требуется знаний языка, чтобы через куклу понять культуру другой страны, другого народа - то, что сделано от сердца, с любовью, всегда понятно.
- Вот еще одна кукла Люся, которая родилась в 1930 году в Германии. Владелицей фирмы, где была выпущена эта барышня, была женщина. Когда Марина Белякова показала Люсю на одной из выставок, посетитель - турист из Германии - рассказал коллекционеру такой факт: владелица фабрики очень любила каждую из своих кукол, поэтому, отпуская в большой мир, обязательно целовала.
Абсолютное большинство экспонатов создано промышленным или кустарным способом. Коллекционер настаивает, что именно их, а не авторских кукол можно считать по-настоящему живыми. Жемчужины коллекции - фарфоровые красавицы куклы конца XIX века от таких знаменитых фирм, как «Армант Марсель», «Каммер и Рейнхальд».
Кукол ХIХ - начала XX века язык не повернется назвать детскими игрушками. Это красота, эстетика, чудесный мир, который манит нас своим очарованием и таинственностью. Кукольное производство в Европе по-явилось еще в Средние века. В XIV веке во Франции изготавливали деревянных и тряпичных (реже глиняных) кукол на заказ. Долгое время туловища кукол делались из дерева, руки и ноги - из кожи козленка. Видимые части - лицо, шея, кисти и икры - раскрашивались.
Популярным материалом для производства был фарфор. Сначала он служил основой для изготовления дорогой и качественной посуды, предметов быта, но позже на базе такого производства стали появляться куклы. Считается, что они родились в Китае, поэтому и первых кукол такого производства в 1830-х годах в Европе называли китайскими. Показательно, что сначала фарфоровыми были только голова и конечности куклы, а основа делалась из ткани или кожи, голова была неподвижно соединена с плечевой частью. Позже эти куклы стали покрывать глазурью для придания блеска и яркости, а затем стали изготавливать из бисквитного фарфора или с использованием матового эффекта, что делало цвет лица более бледным. С расцветом научно-технического прогресса фарфоровые куклы обзавелись стеклянными глазами и настоящими волосами и стали реалистичнее.
Золотым веком кукол принято считать 1830 - 1900 годы. Именно в этот период их начали изготавливать из воска и бисквитного фарфора. Появились экспонаты, умеющие открывать и закрывать глаза, сидеть, сгибать руки и ноги, даже говорить. Изготавливали фарфоровых модниц в основном в Англии, Франции, Германии, оттуда их и привозили в Российскую империю. Одна из самых известных немецких фабрик «Каммер и Рейнхальд» стала первой, где начали делать куклам ротик с зубками. В Германии же впервые начали производить и кукольные дома с полной обстановкой.
Куклы были мечтой и любимой игрушкой любой маленькой барышни того периода. Однако даже в богатых семьях покупка такой вещицы была дорогим удовольствием.
- Девочки могли играть со своими любимицами лишь под присмотром гувернанток, дабы не испортить дорогостоящую игрушку, - пояснила Алла Макодзеба.
В нашей стране в ХVIII-ХIХ веках наибольшей известностью и популярностью пользовались куклы фабрик Журавлёва и Кошечкова (Императорский кукольный завод, Москва), Шраера и Фингергута (из польского города Калиш, входившего в XIX веке в состав России), Гудкова и Федосе-ева (Москва), а также артели Дунаева из подмосковного Хотьково.
Много ли фабрик сегодня создают подобные экземпляры? Возиться несколько месяцев с каждой, детально прорабатывая все мелочи? Какая нелепость, если можно запустить компьютерную программу и она тебе за пару часов наваяет уродцев с пустыми глазами и чугунными мускулами на десять лет вперед. Да, в старых добрых куклах мало драйва, но много искреннего, неподдельного чувства. Не потому ли маленьких и даже очень маленьких посетителей так сложно увести с этой экспозиции? Да и взрослые, честно сказать, отсюда уходить не торопятся.
22 августа 2018 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
